Приобщение дошкольников к национальной культуре.

Система духовно – нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Цели воспитания – развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка.

Задачи воспитания:

Образовательные:

1.Познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа;

2.Показать характерные изменения в культуре мордвы;

3.Научить различать характерные черты мордовской национальной одежды.

Развивающие:

1.Развивать слуховую и зрительную память детей;

2.Развивать непроизвольное запоминание;

3.Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

1.Способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры;

2.Воспитывать толерантность, уважение к другой культуре;

3.Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.

Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно — образовательного процесса:

1.Организованной образовательной деятельности

2.Кружковой деятельности

3.Досугов и развлечений

4.Экскурсий

5.Конкурсов и выставок

6.Познавательных бесед

Свою любовь к родным местам, представление о том, кем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Это- выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Наш детский сад работает по программе «Детство» и региональной программе «Валдоня». Мы знакомим детей с природой, особенностями быта и трудом людей республики Мордовия. Воспитатель называет республику, её главный город – столицу Саранск, показывает флаг. Затем в организованной деятельности мы знакомим детей с творчеством народа нашей республики (рассказываем сказки, поём песни, рассматриваем изделия народного промысла, подчёркивая национальные особенности его художественного оформления). В повседневной жизни (при общении в труде, в играх, в быту) мы продолжаем воспитывать у ребят чувство симпатии и уважения к представителям разных национальностей.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение- это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках. Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Весь познавательный материал для старшего дошкольного возраста распределяется по темам: «О детях других национальностей», «О республике, где мы живём и о наших соседях». В МАДОУ «Детский сад №36» постоянно проводится работа с детьми и родителями по данной теме. Консультации для родителей на темы: «Если бы вы поехали в другую страну», «Что почитать детям», «Неделя толерантности», «Как легко быть толерантными», «Роль семьи в воспитании толерантности», «Любовь-основа жизни». Проходил конкурс поделок на темы: «Семейная мастерская», «Семейные традиции». Конкурс рисунков: «Традиции моей семьи», «Масленица», «Дружат дети всей Земли», «Я рисую своего лучшего друга», «Наша дружная семья», «Мой добрый поступок», «Мир нашими глазами». Рисунки на асфальте: «Мы все дружная семья», «Наша Земля». Знакомство с играми народов мира: «Расходитесь» (чувашская, «Займи место» (татарская, «Перепёлочка» (украинская, «В платочек» (мордовская). Проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр: «Дружба», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Семья», «Чьи детки?». Интегрированная деятельность с детьми на тему: «Уроки добра», «В мире сказок», «Дружба», «Любовь к природе», «Народы мира». Спортивное мероприятие: «Пока мы вместе, мы непобедимы». Праздники: «День матери», «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 марта». Совместные работы-выставки: «Летопись семьи», «Мы такие разные», «Толерантность начинается с улыбки». Семейная акция: «Спешите делать добро». Беседы: «Давайте жить дружно», «Все вместе-мы сила!», «Все мы разные, но мы равные», «Беседы о дружбе». Беседы об окружающем нас мире (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни). Атак же чтение произведений поэтов мира. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта, экскурсии в музей детского сада, музыкальный досуг «Дружат дети всей Земли», изготовление фотоальбомов «Я и моя семья», фотовыставка «Мы и братья наши меньшие», показ сказок-драматизаций с детьми старшей группы малышам, проведение дней рождения групп с участием родителей.

Оптимальным для приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду является проведение сезонных музыкально – игровых праздников: осенью -«Золотая осень», «День Матери»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом- «Троица». Так же дети познакомились с фольклором мордовского ансамбля «Келу».

Подобные мероприятия производят на детей большое впечатление. Некоторые дети вспоминают, что у родителей их разные национальности, например мама-русская, а папа-мордвин, или папа-татарин, а мама-русская. Затем обращаемся к детям с просьбой принести, если у них есть, открытки или картинки с изображением людей разных национальностей, чтобы все могли их посмотреть. Рассматривание картин и подобная беседа пробуждают у детей первоначальный интерес к сверстникам других национальностей. В дальнейшем этот интерес углубляется, мы приучаем ребят проявлять по отношению друг к другу внимание и заботу. В заключение беседы спросим у детей, есть ли у них друзья другой национальности, и, если есть, попросить рассказать о том, как они дружат. Работа по теме: «О Республике, где мы живём, и о наших соседях» планируем на протяжении всего года. Проводим беседы, художественно-изобразительную деятельность, игры детей. Познакомив дошкольников с Республикой, в которой они живут, знакомим их с природой и жизнью людей в других соседних республиках: (Татарстан, Чувашия). Называем столицу, показываем фотографии и картинки с достопримечательностями этих республик. Чтобы систематизировать представления, в заключение проводим с ними игру-упражнение «Республики и столицы»: Россия-страна, а Москва? Саранск-город, а Мордовия? Москва и Саранск — города и т. д.

Именно дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданственных качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 

84
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!