"Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики"

Поликультурное воспитание дошкольников

средствами музейной педагогики

Исаева О.А.

МБДОУ «Лямбирский детский

сад №3 комбинированного вида»

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Неоценимую помощь в поликультурном воспитанииоказывает музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, — истинными ценностями.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. Поэтому музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научить, ценности необходимо пережить»[

Свою работу по музейной педагогике я осуществляю в соответствии со следующими принципами:

доступность содержания

актуальность

разнообразие

Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры — сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашем детском саду создана разнообразная развивающая среда. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.

Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

Изучение культуры, быта народов и их происхождение. В «Избе» собран материал на следующие темы: «Домашняя утварь», «Элементы вышивки», «Народный фольклор» и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кумган (кувшин), сундук, колыбель, прялку, бету (молитва) и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

Тематические выставки:

— «Кукла от истоков до наших дней»,

— «История вещей»,

— «Все о часах»,

— «Мы покоряем космос»,

Экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами:

— «Мое село»,

— «Мой мордовский край»,

— «Моя Россия»

— «Знакомство с творчеством великого скульптора С. Эрьзи и известного художника Ф. Сычкова».

— Консультации с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появляется познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Литература

1.Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.

2.Красная изба. С-П «Детство» 2000г.

3.Татарские народные игры и праздники. Я.Хайбеков, Казань, 1990г.

4.Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.

5.Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.

6.Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ (автор: Исайкина А.И.)

7.Программа обучения детей татарскому языку. (Сост. Батршина В.Р.)

8.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

9.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

10.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

154
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!