Технология волонтерства как средство развития у старших дошкольников экологической культуры
2017 год – был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и возможность осознать как нужно и можно беречь этот мир.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях.
В связи с тем, что 2018 год объявлен годом «Добровольца и волонтёрства», я решила включить элементы технологии эко — волонтёрского движения в работу по образовательному проекту «Чистый мир».Экологическое волонтерство — один из самых интересных и доступных видов добровольческой деятельности для детей. Эко-волонтерское движение мною было выбрано неслучайно, потому что проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.
Использование в своей работе элементов технологии эко-волонтерства позволяет:
1. Формировать экологическую культуру дошкольников.
2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды.
3. Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир.
4. Обеспечить активность каждого ребенка при проведении природоохранных мероприятий.
5. Способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Проект «Чистый мир» направлен на формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы, привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды. Элементы Эко — волонтёрской деятельности детей в рамках проекта это:
посадка цветов и деревьев и их полив;благоустройство игровой площадки своей группы;помощь животным;экологические акции, уборка мусора и загрязнений.Совместно с детьми я проводила беседы на темы: “Кто такие волонтеры?”, “Чем занимаются эко волонтеры?».
С особым желанием дети приняли участие в прогулке по территории детского сада с целью нахождения мусора — «Зеленый патруль». Хочется отметить, что это была не разовая акция. Выходя на детскую площадку и найдя на ней мусор, дети убирают его в мусорный мешок. Благодаря этой прогулке дети поняли и осознали необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
С огромным интересом дети занимались экспериментальной деятельностью по сортировке мусора. Дети знают в какой контейнер нужно выбрасывать мусор, в зависимости от материала. Это способствует осознанию важности защиты окружающей среды от мусора.
Чтобы у детей поменялось отношение к мусору, я показывала, как можно дать «вторую жизнь» бросовому материалу. Совместно с детьми изготавливали поделки «Озорной цыпленок», игрушка «Бильбоке». После проделанной работы дети более обдуманно относятся к мусору, стараются максимально использовать все «возможности» мусора.
Посильную помощь дети оказывают и в благоустройстве игровой площадки своей группы. Совместно с родителями принимали активное участие в изготовлении поделок на игровую площадку.
Была организована экспериментальная детятельность по посадке дерева (орех) и ухода за ним.
Благодаря использованию элементов системы Эко-волонтерства, у детей развиваются такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь природе.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа — могучий древний источник познания и воспитания человечества.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.