Вариативный конспект досуга в средней группе "Синички в гостях у ребят"
Тема: Вариативный конспекта досуга в средней группе «Синички в гостях у ребят»
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид: Досуг
Возрастная группа: средняя группа.
Досуг в рамках тематического дня «Синичкин день»
Цель: ознакомление детей с народным праздником «Синичкин день»
Программные задачи:
Образовательные: Формировать интерес к традициям русского народа;
Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между объектами
Развивающие: Развивать способности у ребёнка участвовать в различных играх; умение отгадывать загадки.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать зимующим птицам.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Обогащать словарь детей за счёт использования слов: корм, синица. Развивать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Пополнять и активизировать словарь детей на основе знаний о ближайшем окружении.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
ОО «Физическое развитие»: Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, подвижная игра). Формирование умения осознанно выполнять движения.
Словарная работа:
Активизация существительных: синица, семечки, сало, крупа, конфеты, ягоды рябины, крошки.
Прилагательные, характеризующие предмет: хлебные, шустрая.
Предварительная работа:
ОО «Познавательное развитие»: наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки; беседы с детьми о птицах.
ОО «Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок о птицах, дидактические игры:«Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
ОО «Речевое развитие»:заучивание стихотворений:«Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова; чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.
ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: перья птиц.
Раздаточный: маски синиц, кормушка, блюдца с семечками, салом, крупой, конфетами, ягодами рябины, хлебными крошками), свистульки, диск с аудиозаписями.
Оборудование: Музыкальный центр.
Используемая форма организации деятельности детей: групповая.
Методические приёмы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, чтение стихов о птицах, дидактические игры, загадки.
Практический: самостоятельное выполнение задания.
Мотив детской деятельности: присутствие персонажей.
Ход досуга
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!
Спасибо, что откликнулись на наше приглашение,
За весёлое настроение!
Очень хочется всем знать,
Какой же праздник будем отмечать?
Ребёнок: На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт.
Кто это? (Синица)
Ведущий: С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть, день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Несколько лет назад в России по инициативе Союза охраны птиц России «Синичкин день» был объявлен экологическим праздником. «Синичкин день» в России считается «Днём святого Зиновия –синичника». А почему именно «Синичкин день»?
Ребёнок 1: Потому что синица для Руси – божья птаха. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а свой праздник знает».
Ребёнок 2: Наши предки встречали праздник шумно и весело – развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синиц – сало. «Не много зинька ест – пьёт, а весело живёт».
Ведущий: Синичка любит петь песенку «синь-синь-синь!»
(Оркестр со свистульками)
Ведущий: Скоро будет зима. Нам людям она не страшна. Мы тепло одеваемся, живём в тёплых домах и даже очень рады, что зимой выпадает много снега, что можно играть в весёлые зимние игры. Но далеко не всем животным и птицам так хорошо зимой. Особенно трудно приходится зимующим птицам. Самое страшное для зимующих птиц – голод. Зимой корма очень мало, и если не помочь птицам, они могут умереть. Подумайте, как можно им помочь? (Ответы детей) Сегодня к нам прилетели синички. Они немного расскажут о себе.
(Выходят 2 девочки)
Девочка-синичка 1: Мы, синицы, птицы лесные. Хотя нас всегда можно встретить в городе. А прилетаем мы к людям не от хорошей жизни.
Девочка-синичка 2: Трудно и голодно нам в лесу зимой. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Поэтому мы обращаемся к людям.
Обе девочки вместе: Помогите нам! Подкормите нас.
Ребёнок: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, и не страшна,
Будет им зима.
Дидактическое игра «Накорми»
(На столе на блюдцах: семечки, сало, крупа, конфеты, ягоды рябины, хлебные крошки.)
Уберите лишнее, что птицы есть не будут.
Ведущий: А мы сейчас сами станем птицами, покружились, покружились и в синичку превратились.
Физкультминутка «Шустрая синичка»
Скачет шустрая синица (Прыжки на месте на 2-х ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте)
Вот присела на минутку, (Сели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево – вправо)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на левой ноге)
Тири-тири (Прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на 2-х ногах)
Ведущий: Покружились, покружились и в детишек превратились.
1-я девочка: Раз, два, три, четыре, пять, я сейчас иду считать, кому пять сейчас скажу, в круг я выйти попрошу.(Дети выходят со своими стульями)
Подвижная игра «Птицы в гнёздышках».
Ребята сидят на стульях – это их «гнёзда». (Стульев на один меньше). По сигналу ведущего «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, разыскивают зёрнышки, снова взлетают, размахивая руками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» дети должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стул, садится на место, 1 стул убирается).
2-я девочка: Птичья стая пролетала.
Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём
И загадки прочтём. (Дети собирают пёрышки и отдают ведущему)
Загадки «Пёрышки» (загадки пишутся на перышках)
Ведущий читает загадки
1.Угадайте, что за птица.
Скачет по дорожке.
Словно кошки не боится –
Собирает крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает «Чик-чирик» (Воробей)
2.Как лиса среди зверей.
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)
3. Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел)
4. Кто летает.
Кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
5. Что за птица мороза не боится,
Хоть снега лежат везде.
У неё птенцы в гнезде? (Клёст)
6. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря)
Ведущий: Спасибо, синички,
За праздник, веселье,
Мы много узнали,
Мы много успели.
Подарок полезный
От нас принимайте,
Почаще к нам в гости
Зимой прилетайте.
Дети дарят синичкам кормушку с зёрнами, семечками, ягодами. Синички благодарят за подарок. Улетают.
Список литературы:
1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2007.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.
3.Дество: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева (и др.). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
4.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 2007.
5.Кнушевицкая Н. А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.
Приложение
Вариативный материал:
Дидактические игры
«Найди и назови»
Материалы:блюдца с семечками, салом, крупой, конфетами, ягодами рябины, хлебными крошками
Ход игры.
Детям предлагается найти и назвать, что из предложенного можно есть птицам.
«Чудесный мешочек»
Материалы:мешочек.
Ход игры.
В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для птиц, угадывают, для кого она, кто чем питается.
Дидактическая игра «Птичья столовая»
Материалы: Стихотворение З. Александровой«Новаястоловая». Нарисованные на бумаге плоскостные фигурыптиц: воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири, голубь, скворец. Дерево, нарисованное на ватмане. Плоскостная кормушка из картона, которая вешается на дерево.
Ход игры.
Птицы разложены настоле. Воспитатель читает стихотворение. По сюжету стихотворения дети находят и приносят нужных птиц. Птицы размещаются на нарисованном на ватмане дереве около кормушки.
Мы кормушку смастерили,
Мыстоловую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.(Дети приносят фигурки синиц, считают их)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.(Дети приносят фигурки снегирей, считают их)
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.(Дети приносят фигурки ворон, считают их)
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.(Дети приносят фигурки воробьёв, считают их)
В пятницу встоловой нашей
Голубь лакомился кашей.(Дети приносят фигурку голубя)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.(Дети приносят фигурки сорок, считают их)
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец.(Дети приносят фигурку скворца)
Вот и песенке конец.
Подвижные игры
«Прилетели птицы»
Цель: уточнить представление о птицах.
Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Ход: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
— А мухи это кто? (насекомые)
— Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
— прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
«Воробышки»
Цель:упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.
Ход:дети стоят в шеренге (или на своих местах — в гнездах). Утром воробышки просыпаются — потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.
«Птичка и птенчики»
Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.
Ход:Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. На слова «Полетели — полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3—4 раза.
Правила: Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома — там больше корма.
Физкультминутки
«Вот летит большая птица»
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
«Птички»
Маленькие птички, (Машем руками, как
Птички-невелички,крылышками)
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваемся
Птичек унести хотел.из стороны в сторону)
Птички спрятались в дупло, (Приседаем на корточки,
Там уютно и тепло.закрываем голову рукам)
«Стая птиц»Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько опять пора в дорогу, секунд.)
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.