Проект "Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №68»
Проект
«Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Подготовила проект: воспитатель
Пискайкина Л.В.
г. Саранск 2022-2023
Паспорт проекта
Название: «Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Вид проекта: Информационно – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (Сентябрь-май,2022-2023 учебного года).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта: У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Цель проекта:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное творчество.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
5. Формирование у дошкольников представления о музее.
6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея.
6. Повысить компетентность педагогов по вопросу о применении музейной педагогики в практической деятельности.
7. Развитие речи и расширения словарного запаса.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Повышение уровня знаний детей о музее.
2. Повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании.
3. Развитие креативности детей через создание творческих работ.
4. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев в группе, в совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.
5. Улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами.
6. Повышение престижа ДОУ в среде родителей.
Этапы проекта
1.Подготовительный – сбор материала.
2. Организационный – разработка содержания познавательных бесед, игр – развлечений, путешествий, продуктивной деятельности, подбор художественной литературы.
3. Формирующий – активная совместная деятельность с детьми и родителями в рамках мини – музея по освоению темы.
4. Итоговый – праздник (Весёлая ярмарка).
5. Анализ и обобщение полученных результатов.
Методы и приемы, используемые в работе с детьми
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Практический.
4. Мотивационный
5. Сотворчества.
Формы работы с детьми
1. Дидактические игры различной направленности и содержания по формированию художественной культуры.
2. Игры развлечения.
3. Игры-путешествия.
4. Интеллектуально-творческие игры.
5. Игры – эстетические упражнения.
6. Выполнение домашних заданий.
7. Художественная, продуктивная деятельность.
8. Знакомство с художественной литературой.
9. Занятия и беседы.
10. Создание мини музея, экспозиций.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации.
3. Привлечение родителей к помощи в создании мини музея,
экспозиций.
4. Выставки детского творчества.
5. Помощь родителей в оформлении альбома «Народные промыслы Республики Мордовии»
6. Домашние задания.
Перспективный план проекта
Сентябрь.
Беседы:
1. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством».
2. «Дымковская сказочная страна».
Художественная литература и развитие речи:
1. Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь».
2. Рассказывание сказки «Мужик и медведь».
3. Заучивание стихов о Дымкове, знакомство с народным фольклором.
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
5.Виртуальная экскурсия этнографический музей «Этно-кудо» им.В.И.Ромашкина.
Продуктивная деятельность:
1. Изготовление фигурок из природного материала и глины.
2. Рисование дымковских узоров ватными палочками, печатками и кистью.
Игры:
Дидактические игры: «Выложи узор из геометрических фигур», «Цветные капельки», «Третий лишний».
Народные игры: «Ловишки», «Перетяни канат».
Работа с родителями:
Консультации:
1. «Народное искусство и детское творчество».
2. «Народное декоративное искусство Мордовии».
Помощь в приобретении изделий народных промыслов для изучения с детьми.
Октябрь.
1. Беседа «Характерные особенности росписи мордовских игрушек».
2. Оформление экспозиции «Тавленская слобода».
3. Развлечение «Свистунья».
4.Виртуальная экскурсия Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф. Ф. Ушакова».
5.Экскурсия Мордовский республиканский краеведческий музей им.И. Д. Воронина.
Художественная литература и развитие речи:
1. Составление описательных рассказов по мордовским игрушкам.
2. Продолжать знакомство с народным фольклором.
3. Придумывание детьми небылиц, потешек, перевёртышей.
Продуктивная деятельность:
1. Лепка и роспись мордовской уточки.
2. Лепка и роспись мордовского коня.
3. Лепка и роспись мордовской барышни.
Игры:
Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Цветные капельки».
Мордовская народная хороводная игра «Селезень и уточка».
Народные игры: «Горячее место», «Филин и пташки», «Платок».
Работа с родителями:
1. Оформление фото-выставки «Этно кудо».
2. Домашнее задание: вместе с детьми изготовить поделки по мотивам мордовских, дымковских игрушек.
Ноябрь.
Беседа «Чудо филимоновских свистулек».
Организация выставки «Чудесный мир народной игрушки».
Художественная литература:
1. Заучивание стихов о филимоновских игрушках.
2. Заучивание потешек, которыми можно озвучить филимоновские игрушки.
Продуктивная деятельность:
1. Рисование элементов филимоновской росписи: полосочки, ромбики., ёлочки.
2. Лепка и роспись курицы-свистульки.
3. Лепка и роспись филимоновской красавицы.
Игры:
Дидактические игры: «Выложи узор», «Дорисуй узор», «Третий лишний».
Народные игры: «Карусель» (под народную музыку), «Как у наших у ворот», «Пятнашки с домом».
Работа с родителями:
1. Консультация «Филимоновская свистулька».
3. Домашнее задание: вместе с детьми подготовить экспонаты для выставки.
Декабрь.
Беседы:
1. «Весёлый Городец».
2. «Что ты знаешь об искусстве городецких мастеров».
Оформление экспозиции «Городецкие узоры небывалой красоты».
Художественная литература и развитие речи:
1. Заучивание стихов, частушек о Городце.
2. Чтение глав из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».
3. Составление рассказов по сюжетным картинкам из городецких мотивов.
Продуктивная деятельность:
1. Рисование купавки, розана и листочка.
2. Рисование городецких птиц.
3. Рисование городецкого коня.
Игры:
Сюжетно-ролевая игра «Семья ремесленников из Городца».
Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Что лишнее».
Народные игры: «Уголки». «Прятки с домом», «Пирожок», «Молчанка», метание снежков.
Работа с родителями:
1. Консультация «Городецкие изделия».
2. Домашнее задание: вместе с детьми придумать сказку «Чудо-конь».
Январь.
Беседы:
1. «Сине-голубое чудо».Гжель.
2. «Характерные особенности гжельской росписи».
Выставка детских работ «Сине-голубая Гжель».
Развлечение «Россия моя мастеровая».
Художественная литература и развитие речи:
1. Знакомство с легендой «Откуда в Гжели синий цвет».
2. Разучивание стихов о гжельском промысле.
3. Чтение скороговорок из книги «Тридцать три Егорки».
Домашнее задание: придумать сказку о гжельской розе.
Продуктивная деятельность:
1. Рисование элементов гжельской росписи.
2. Аппликация «Цветы Гжели» (коллективная работа в технике мозаики, выполненная обрыванием).
3. Лепка и роспись гжельской посуды.
Игры:
Дидактические: «Третий лишний», «Дорисуй узор».
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».
Интеллектуальная игра «Знатоки глиняных промыслов» (совместно с родителями).
Народные игры: «Жмурки», «Защита крепости».
Работа с родителями:
1. Консультация «Кружевное это чудо».
2. Презентация «Путешествие в сказочную Гжель».
Февраль.
Беседы:
1. «Золотая Хохлома».
2. «Почему Хохлому называют золотой?».
Рассматривание «Растительно-травный орнамент Хохломы».
Знакомство с названиями старинной посуды.
Оформление экспозиции «Мастера русской земли».
Развлечение «Где живёт перо Жар-птицы?».
Художественная литература и развитие речи:
1. Легенды и сказки о Хохломе.
2. Заучивание стихов о Хохломе.
3. Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».
4. Развитие навыков творческого рассказывания о предмете (старинная посуда).
Продуктивная деятельность:
1. Рисование элементов хохломской росписи.
2. Роспись бумажных силуэтов вазы и миски хохломским узором.
Игры:
Дидактические игры: «Дорисуй узор». «Что лишнее».
Интеллектуальная игра «Деревянных дел мастера».
Народные игры: «Горелки», «Ленточная карусель», «Перебежки с выручалочкой».
Работа с родителями:
1. Консультация «Золотая Хохлома».
2. Консультация: «Знакомство детей с хохломской росписью».
3. Домашнее задание: прочесть детям сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Март.
Беседа «Знакомьтесь, русская матрёшка».
Художественная литература: заучивание стихов о русской матрёшке, частушек.
Продуктивная деятельность:
1. Копирование матрёшек сделанных в Сергиевом-Посаде.
2. Копирование матрёшек сделанных в городе Семёнове.
3. Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек.
Игры:
Дидактическая игра «Придумай узор для платка матрёшки».
Игра – путешествие с матрёшкой (Сергиев – Посад, Семёнов. Полхов – Майдан).
Народные игры «Горелки с платочком», «Карусель», «День и ночь», «Перетяни канат».
Работа с родителями:
Консультация «Какие бывают матрёшки».
Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов.
Домашнее задание: совместно с детьми «роспись деревянных игрушек».
Апрель.
Беседы:
1. «Богородская резная игрушка».
2. «Что ты знаешь о русских народных игрушках».
3. «Промыслы родного края. Хотьковская резьба (Абрамцево-кудринская).
Оформление мини музея«Народные промыслы России».
Художественная литература и развитие речи:
1. Заучивание стихов о богородских игрушках.
2. Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки».
3. Придумывание и рассказывание своих сказок по мотивам богородских игрушек.
Продуктивная деятельность:
1. Лепка «Богородская игрушка Конёк-горбунок».
2. Рисование «Украшение декоративных тарелок».
Игры:
Интеллектуальная игра «Русская народная игрушка».
Музыкальная игра «Оркестр».
Народные игры: «Петушиный бой», «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы».
Работа с родителями:
1. Консультация «Богородская игрушка».
2. Домашнее задание: Посещение с детьми «Музей мордовской народной культуры».
3. Помощь в оформлении альбома «Народные промыслы Мордовии. Тавлинская игрушка».
Май.
Беседа «Красота вологодских кружев».
Развлечение «Путешествие в музей«Ожившая сказка».
Итоговое мероприятие «Весёлая ярмарка».
Художественная литература:
1. Знакомство с легендами и сказками «Алёнкины кружева», «Семь Катерин».
2. Заучивание стихов вологодских кружевах.
3. Чтение любимых сказок.
Продуктивная деятельность:
1. Фигурное вырезание.
2. Рисование кружев.
Игры:
Народные игры: «Русский хоровод», «Казаки- разбойники», «Плетень», «Колечко».
Работа с родителями: помощь в подготовке и проведении итогового мероприятия «Весёлая ярмарка».
Результативность проекта «Музейная педагогика в ДОУ».
— Уровень представлений воспитанников о музее и музейной культуре: начало проекта- 12%, конец проекта-75%.
— Отображение в игре событий общественной жизни: начало — 15%, конец-54%.
— Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей» — начало- 10%, конец -42%.
— Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков – начало проекта — 46%, конец проекта-76%.
— Объем знаний детей о музее, его назначении, правилах поведения в музее и пр.:
1. Высокий уровень- дети знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения.
2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее т правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные .
3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея.
4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны.
У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде. Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.
Создание мини-музеев в нашей группе позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Дошкольники активно выступают в музее в роли экскурсоводов.
Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.