Проект "Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Дошкольное образование

Тип статьи:
Авторская

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №68»

Проект

«Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Подготовила проект: воспитатель

Пискайкина Л.В.

г. Саранск 2022-2023



Паспорт проекта


Название: «Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Вид проекта: Информационно – творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (Сентябрь-май,2022-2023 учебного года).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта: У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Цель проекта:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное творчество.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

5. Формирование у дошкольников представления о музее.

6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея.

6. Повысить компетентность педагогов по вопросу о применении музейной педагогики в практической деятельности.

7. Развитие речи и расширения словарного запаса.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Повышение уровня знаний детей о музее.

2. Повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании.

3. Развитие креативности детей через создание творческих работ.

4. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев в группе, в совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

5. Улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами.

6. Повышение престижа ДОУ в среде родителей.

Этапы проекта

1.Подготовительный – сбор материала.

2. Организационный – разработка содержания познавательных бесед, игр – развлечений, путешествий, продуктивной деятельности, подбор художественной литературы.

3. Формирующий – активная совместная деятельность с детьми и родителями в рамках мини – музея по освоению темы.

4. Итоговый – праздник (Весёлая ярмарка).

5. Анализ и обобщение полученных результатов.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми

1. Наглядный.

2. Словесный.

3. Практический.

4. Мотивационный

5. Сотворчества.

Формы работы с детьми

1. Дидактические игры различной направленности и содержания по формированию художественной культуры.

2. Игры развлечения.

3. Игры-путешествия.

4. Интеллектуально-творческие игры.

5. Игры – эстетические упражнения.

6. Выполнение домашних заданий.

7. Художественная, продуктивная деятельность.

8. Знакомство с художественной литературой.

9. Занятия и беседы.

10. Создание мини музея, экспозиций.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации.

3. Привлечение родителей к помощи в создании мини музея,

экспозиций.

4. Выставки детского творчества.

5. Помощь родителей в оформлении альбома «Народные промыслы Республики Мордовии»

6. Домашние задания.

Перспективный план проекта

Сентябрь.

Беседы:

1. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством».

2. «Дымковская сказочная страна».

Художественная литература и развитие речи:

1. Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь».

2. Рассказывание сказки «Мужик и медведь».

3. Заучивание стихов о Дымкове, знакомство с народным фольклором.

4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

5.Виртуальная экскурсия этнографический музей «Этно-кудо» им.В.И.Ромашкина.

Продуктивная деятельность:

1. Изготовление фигурок из природного материала и глины.

2. Рисование дымковских узоров ватными палочками, печатками и кистью.

Игры:

Дидактические игры: «Выложи узор из геометрических фигур», «Цветные капельки», «Третий лишний».

Народные игры: «Ловишки», «Перетяни канат».

Работа с родителями:

Консультации:

1. «Народное искусство и детское творчество».

2. «Народное декоративное искусство Мордовии».

Помощь в приобретении изделий народных промыслов для изучения с детьми.

Октябрь.

1. Беседа «Характерные особенности росписи мордовских игрушек».

2. Оформление экспозиции «Тавленская слобода».

3. Развлечение «Свистунья».

4.Виртуальная экскурсия Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф. Ф. Ушакова».

5.Экскурсия Мордовский республиканский краеведческий музей им.И. Д. Воронина.

Художественная литература и развитие речи:

1. Составление описательных рассказов по мордовским игрушкам.

2. Продолжать знакомство с народным фольклором.

3. Придумывание детьми небылиц, потешек, перевёртышей.

Продуктивная деятельность:

1. Лепка и роспись мордовской уточки.

2. Лепка и роспись мордовского коня.

3. Лепка и роспись мордовской барышни.

Игры:

Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Цветные капельки».

Мордовская народная хороводная игра «Селезень и уточка».

Народные игры: «Горячее место», «Филин и пташки», «Платок».

Работа с родителями:

1. Оформление фото-выставки «Этно кудо».

2. Домашнее задание: вместе с детьми изготовить поделки по мотивам мордовских, дымковских игрушек.

Ноябрь.

Беседа «Чудо филимоновских свистулек».

Организация выставки «Чудесный мир народной игрушки».

Художественная литература:

1. Заучивание стихов о филимоновских игрушках.

2. Заучивание потешек, которыми можно озвучить филимоновские игрушки.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование элементов филимоновской росписи: полосочки, ромбики., ёлочки.

2. Лепка и роспись курицы-свистульки.

3. Лепка и роспись филимоновской красавицы.

Игры:

Дидактические игры: «Выложи узор», «Дорисуй узор», «Третий лишний».

Народные игры: «Карусель» (под народную музыку), «Как у наших у ворот», «Пятнашки с домом».

Работа с родителями:

1. Консультация «Филимоновская свистулька».

3. Домашнее задание: вместе с детьми подготовить экспонаты для выставки.

Декабрь.

Беседы:

1. «Весёлый Городец».

2. «Что ты знаешь об искусстве городецких мастеров».

Оформление экспозиции «Городецкие узоры небывалой красоты».

Художественная литература и развитие речи:

1. Заучивание стихов, частушек о Городце.

2. Чтение глав из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам из городецких мотивов.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование купавки, розана и листочка.

2. Рисование городецких птиц.

3. Рисование городецкого коня.

Игры:

Сюжетно-ролевая игра «Семья ремесленников из Городца».

Дидактические игры: «Дорисуй узор», «Что лишнее».

Народные игры: «Уголки». «Прятки с домом», «Пирожок», «Молчанка», метание снежков.

Работа с родителями:

1. Консультация «Городецкие изделия».

2. Домашнее задание: вместе с детьми придумать сказку «Чудо-конь».

Январь.

Беседы:

1. «Сине-голубое чудо».Гжель.

2. «Характерные особенности гжельской росписи».

Выставка детских работ «Сине-голубая Гжель».

Развлечение «Россия моя мастеровая».

Художественная литература и развитие речи:

1. Знакомство с легендой «Откуда в Гжели синий цвет».

2. Разучивание стихов о гжельском промысле.

3. Чтение скороговорок из книги «Тридцать три Егорки».

Домашнее задание: придумать сказку о гжельской розе.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование элементов гжельской росписи.

2. Аппликация «Цветы Гжели» (коллективная работа в технике мозаики, выполненная обрыванием).

3. Лепка и роспись гжельской посуды.

Игры:

Дидактические: «Третий лишний», «Дорисуй узор».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Интеллектуальная игра «Знатоки глиняных промыслов» (совместно с родителями).

Народные игры: «Жмурки», «Защита крепости».

Работа с родителями:

1. Консультация «Кружевное это чудо».

2. Презентация «Путешествие в сказочную Гжель».

Февраль.

Беседы:

1. «Золотая Хохлома».

2. «Почему Хохлому называют золотой?».

Рассматривание «Растительно-травный орнамент Хохломы».

Знакомство с названиями старинной посуды.

Оформление экспозиции «Мастера русской земли».

Развлечение «Где живёт перо Жар-птицы?».

Художественная литература и развитие речи:

1. Легенды и сказки о Хохломе.

2. Заучивание стихов о Хохломе.

3. Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

4. Развитие навыков творческого рассказывания о предмете (старинная посуда).

Продуктивная деятельность:

1. Рисование элементов хохломской росписи.

2. Роспись бумажных силуэтов вазы и миски хохломским узором.

Игры:

Дидактические игры: «Дорисуй узор». «Что лишнее».

Интеллектуальная игра «Деревянных дел мастера».

Народные игры: «Горелки», «Ленточная карусель», «Перебежки с выручалочкой».

Работа с родителями:

1. Консультация «Золотая Хохлома».

2. Консультация: «Знакомство детей с хохломской росписью».

3. Домашнее задание: прочесть детям сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Март.

Беседа «Знакомьтесь, русская матрёшка».

Художественная литература: заучивание стихов о русской матрёшке, частушек.

Продуктивная деятельность:

1. Копирование матрёшек сделанных в Сергиевом-Посаде.

2. Копирование матрёшек сделанных в городе Семёнове.

3. Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек.

Игры:

Дидактическая игра «Придумай узор для платка матрёшки».

Игра – путешествие с матрёшкой (Сергиев – Посад, Семёнов. Полхов – Майдан).

Народные игры «Горелки с платочком», «Карусель», «День и ночь», «Перетяни канат».

Работа с родителями:

Консультация «Какие бывают матрёшки».

Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов.

Домашнее задание: совместно с детьми «роспись деревянных игрушек».

Апрель.

Беседы:

1. «Богородская резная игрушка».

2. «Что ты знаешь о русских народных игрушках».

3. «Промыслы родного края. Хотьковская резьба (Абрамцево-кудринская).

Оформление мини музея«Народные промыслы России».

Художественная литература и развитие речи:

1. Заучивание стихов о богородских игрушках.

2. Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки».

3. Придумывание и рассказывание своих сказок по мотивам богородских игрушек.

Продуктивная деятельность:

1. Лепка «Богородская игрушка Конёк-горбунок».

2. Рисование «Украшение декоративных тарелок».

Игры:

Интеллектуальная игра «Русская народная игрушка».

Музыкальная игра «Оркестр».

Народные игры: «Петушиный бой», «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы».

Работа с родителями:

1. Консультация «Богородская игрушка».

2. Домашнее задание: Посещение с детьми «Музей мордовской народной культуры».

3. Помощь в оформлении альбома «Народные промыслы Мордовии. Тавлинская игрушка».

Май.

Беседа «Красота вологодских кружев».

Развлечение «Путешествие в музей«Ожившая сказка».

Итоговое мероприятие «Весёлая ярмарка».

Художественная литература:

1. Знакомство с легендами и сказками «Алёнкины кружева», «Семь Катерин».

2. Заучивание стихов вологодских кружевах.

3. Чтение любимых сказок.

Продуктивная деятельность:

1. Фигурное вырезание.

2. Рисование кружев.

Игры:

Народные игры: «Русский хоровод», «Казаки- разбойники», «Плетень», «Колечко».

Работа с родителями: помощь в подготовке и проведении итогового мероприятия «Весёлая ярмарка».

Результативность проекта «Музейная педагогика в ДОУ».

— Уровень представлений воспитанников о музее и музейной культуре: начало проекта- 12%, конец проекта-75%.

— Отображение в игре событий общественной жизни: начало — 15%, конец-54%.

— Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей» — начало- 10%, конец -42%.

— Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков – начало проекта — 46%, конец проекта-76%.

— Объем знаний детей о музее, его назначении, правилах поведения в музее и пр.:

1. Высокий уровень- дети знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения.

2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее т правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные .

3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея.

4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны.

У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде. Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.

Создание мини-музеев в нашей группе позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Дошкольники активно выступают в музее в роли экскурсоводов.

Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.

332
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!