Анализ воспитательно-образовательной деятельности МБДОУ в период пандемии COVID-19

Анализ воспитательно-образовательной деятельности МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» в период пандемии COVID-19

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому. Не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье. Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ни при каких условиях, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир. Поэтому дистанционные образовательные технологии стали одним из средств взаимодействия с семьями воспитанников нашего дошкольного учреждения.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

Технология дистанционного образования – не только не противоречит современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлема в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, была актуальна в данный период и доступна всем педагогам ДОУ.

Целостность дистанционного образования дошкольников заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагался учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучали и выполняли задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

Перед педагогами нашего ДОУ была поставлена цель: обеспечить предоставление родителям необходимой информации, а детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, т.е. качественного усвоения образовательной программы.

Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей-дошкольников, т.к. ранее они были востребованы в детском саду только в процессе работы консультативного пункта. А значит, произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса.

Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Здесь огромную роль играют взрослые – педагогу необходимо было создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также предполагалось, что большую часть программного материала ребенок осваивает с помощью родителей, когда информация воспринимается несколько иначе, чем когда этот же материал объясняет воспитатель (здесь играет роль психологическое восприятие ребенком личности педагога, его авторитет).

Задачи:

  • vУдовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
  • vПовышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
  • vПредоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
  • vУсиление личностной направленности образовательного процесса
  • vОбеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции
  • Для достижения поставленных задач ежедневно разрабатывались содержание обучающей деятельности в соответствии с программой и календарно- тематическим планом работы.

Условия реализации данных задач:

  • создание образовательной среды — особое внимание мы уделили детям, которые должны были пойти в школу в сентябре. Нашим выпускникам необходимо было обеспечить плавный переход для обучения в 1-ом классе и сформировать необходимый комплекс знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения в школе. Для этого была создана группа «В Контакте»: «Сидим дома. Готовимся к школе», где ежедневно выкладывалась вся необходимая информация в соответствии с программным материалом и календарно-тематическим планированием. Педагоги постарались охватить все образовательные области при подборе материала для изучения и повторения.

Ссылка: https://vk.com/club193954503

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_168%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_145%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_139%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_61%2Fall

Родители, в свою очередь, старались реализовать образовательные задачи, полученные от воспитателя, сотрудничали с воспитателем, а также каждый день информировали нас о состоянии здоровья ребенка. Главное для родителей — обеспечить соблюдение режима дня, приблизительно такого же, как в детском саду.

Принципы построения дистанционного образования дошкольников:

1. В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.

2. Взрослый – тьютор, направляющий деятельность ребенка. Для этого необходимо было:

— продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза;

— вовлекать ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение;

— направлять, но не заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.

Направления реализации дистанционного образования дошкольников:

1)в форме игр и занятий для совместного выполнения ребенком с родителями. Информацию родители получают в электронном виде через интернет.

2)консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их компетентность и педагогическую грамотность.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Несмотря на то, что в применении дистанционных технологий в образовании детей дошкольного возраста есть минусы:

— в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует элемент самоорганизации и не хватает усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля.

— отсутствие авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.

— не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций.

— отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.

— во время дистанционного образования приходится проводитьвремя за компьютером, телефоном.

Все же есть и преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:

— выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается;

— индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;

— ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.

Результативность.

Результаты работы показали, что дети благополучно справлялись с предложенными заданиями, не испытывали эмоционального дискомфорта, с интересом познавали новое и демонстрировали свой опыт и запас знаний, полученные во время пребывания в детском саду. Об этом свидетельствует «обратная связь» родителей (фотоальбомы выполненных заданий и творческих работ)

https://vk.com/albums-193954503


В своих анкетах «Эмоциональное состояние детей в период самоизоляции», целью которого было определение эмоционального комфорта пребывания детей дома, родители отметили, что в начале периода самоизоляции детям сложно было находиться дома, без прогулок на улице. Однако некоторым детям нравилось то, что можно не посещать детский сад. Многие родители говорили о том, что эмоциональный фон детей стабильно хороший, дети привыкли к такому режиму, но очень скучали и хотели поскорее вернуться в детский сад.

Работа в режиме дистанционного образования позволила творчески подойти к реализации образовательных задач: были подобраны интересные игры и упражнения, презентации и обучающие мультфильмы, которые вызвали у детей живой интерес и эмоциональный отклик.

Наибольшее творчество мы смогли проявить, когда была проведена подготовка к празднованию Дня Победы. Наши дети и родители приняли активное участие во Всероссийских акциях «Бессмертный Полк Онлайн» https://yadi.sk/i/StJmos3PsOES9g

«Окна Победы»https://vk.com/album-193954503_274612865

«Сады Победы» https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_214%2Fall

«Свеча Памяти» https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_215%2Fall .

В рамках проведения акции «Победа – одна на всех» на сайте Всероссийского движения «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ», в котором уже не первый год участвует Республика Мордовия и Лямбирский район, среди детей прошел конкурс «Стихи Победы»

https://vk.com/public178522661?w=wall-178522661_14

https://vk.com/public178522661?w=wall-178522661_15

Дистанционный формат работы предоставил и воспитателям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях. Так, например, за период режима дистанционного образования педагоги приняли участие в VII Всероссийском онлайн форуме-конференции «Воспитатели России»: «Здоровые дети – здоровое будущее», а также участие в «Деловой программе «Новая субъектность образования» и Виртуальной выставке «Интерактивная карта индустрии образования» в рамках «Московского международного салона образования — 2020».

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, мы тем самым параллельно повышаем и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:

— индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);

— повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);

— закрепление знаний, умений и навыков, которые дети получили во время очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок, но и остается востребованным после окончания режима самоизоляции и помогает в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

109
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!