«Кинетический песок как средство развития творческих способностей у дошкольников»
«Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья, возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка, но это не простое времяпрепровождение. Строя картины из песка, придумывая различные истории, дети в наиболее понятной форме получают первоначальные знания об окружающем мире, знакомятся с его законами. Также игры с песком обладают важным психотерапевтическим свойством — возможностью изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арттехнологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми.
Песочная терапия благотворно влияет на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, творческих способностей, диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Достоинство песочной терапии еще и в том, что увлекательные занятия стимулируют у детей интерес, и побуждают ребенка к активному развитию и творчеству с песком. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования, возникают зачатки самостоятельной игры.
В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием нового материала- кинетического песка.
Педагогическая целесообразность использования кинетического песка в том, что по мере освоения техники работы с кинетическим песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка, развивается мелкая моторика, творческие способности. Работа с кинетическим песком успокаивает (особенно гиперактивных детей), благодаря своим качествам – в нем как будто содержится живительная сила, которая заряжает ребенка позитивными эмоциями, способствует снятию у детей, имеющих проблемы с эмоционально -волевой сферой, внутреннего напряжения. Деятельность ребенка с кинетическим песком дает прекрасную возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также является простым и действенным способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания.
Преимущества песочной терапии с использованием кинетического песка:
- 1.Доступность материала.
- 2.Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
- 3.Экономия профессиональных ресурсов специалиста за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.
Новизна работы заключается в оптимальном подборе эффективных методов и приемов использования новейшего материала- кинетического песка при организации развивающих занятий или кружковой работы в ДОУ, способствующих развитию ребенка, реализации его потенциальных возможностей, проявления творчества, для нормализации эмоционального состояния.
Применение кинетической песочницы в детском саду непременно принесет положительные результаты.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения нового игрового материала – кинетического песка в развивающих и обучающих занятиях с детьми.
Задачи:
- 1. Сформировать у педагогов общее представление о кинетическом песке, его свойствах.
- 2. Раскрыть основные формы и методы работы с кинетическим песком.
- 3. Описать методику использования кинетического песка в развивающих и обучающих занятиях с детьми.
Методологическое обоснование
Принципы занятий в кинетической песочнице.
1.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок: в кинетической песочнице осуществляется взаимный переход воображаемой ситуации в реальную и наоборот.
2.Осмысление опыта и ситуации: разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной игры позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
3.Принцип обмена: в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная игра позволяет построить партнерские взаимоотношения ребенка и взрослого.
4.Принцип оживления абстрактных символов: песочная игра позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
Виды работы с песком:
- • Рисование на песке (пальцем, кисточкой);
- • Отпечатки на песке;
- • Лепка объёмных фигур;
- • Вырезание формами (конструирование);
- • Изготовление фигур с использованием формочек;
- • Создание сюжетных картин из песка.
Рекомендуемая форма организации работы с кинетическим песком.
Предполагается осуществление специально организованных занятий в форме кружковой работы для детей 4-5 лет, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам, которые соответствует возрастным нормам детей.
Занятия состоят из четырех частей:
Iчасть. Подготовительная.
- проведение пальчиковой гимнастики для подготовки руки к работе;
- психогимнистика на развитие эмоциональной сферы, развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности.
II часть. Вводная.
- использование художественного слова;
- игры для привлечения внимания детей;
- беседа по теме занятия.
III часть. Основная.
- непосредственно работа с песком по теме занятия
IV Часть. Заключительная.
- анализ детских работ и работ своих товарищей;
- релаксация — упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- рефлексия занятия — эмоциональная и смысловая оценка занятия в ходе заключительного обсуждения;
- ритуал прощания — сплачивает детей, создаёт атмосферу группового доверия и принятия, им завершается занятие.
После подведения итогов занятия, работы детей фотографируются, в конце обучения из работ организуется фотовыставка и оформляется фотоальбом для каждого ребенка.
Тематика занятий усложняется и ориентирована на основную общеобразовательную программу в соответствии с ФГОС ДО.
Форма занятий может быть, как групповой, так и индивидуальной. Подгруппа может насчитывать 6-7 детей.
Периодичность занятий — 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год), во второй половине дня.
Длительность занятий: 20 минут.
Проведение двигательной разминки является обязательным и проводится в зависимости от физического состояния ребенка в середине занятия. Проведение в начале занятия пальчиковых игр и упражнений являются обязательными.
Самостоятельная деятельность детей в группе в холодную погоду может использоваться и как часть ОД.
Методы и приёмы, использующие на занятии
1.Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
2.Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3.Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4.Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,
моделирование).
5. Релаксация.
6.Сказкотерапия.
Рекомендации для педагога практикующий работу с песком.
Необходимо соблюдение следующих правил.
1.Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины, — все это входит в понятие присоединения.
2.Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
3.Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи дошкольнику. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир ребенка чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.