ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, «оживляющий» процесса познавательной деятельности, является ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — была разработана учёным, писателем-фантастом Г. С. Альтшуллером. Дальнейшую разработку его идей и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова, М. Шустерман.

ТРИЗ это технология, с помощью которой педагог формирует у детей качества творческой личности. Основными средствами работы с дошкольниками является педагогический поиск. Обучая детей, педагог идет от его природы, т. е. использует принцип природосообразности. Правило тризовцев: каждый индивид талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы достигнуть максимального эффекта.

Главная цель, которую ставит ТРИЗ – педагог это формирование у ребёнка творческого мышления, т. е. воспитание креативной личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Это требует подготовки педагога, его желания находить новое, творить, искать нетрадиционное в обыкновенном.

Разработана модель использования ТРИЗ– технологии в ДОУ, как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста.

В данной модели включены следующие компоненты:

— целевой блок (постановка цели исследования);

— мотивационный блок (система поощрений, стимулирования познавательных интересов, формирование потребности в интеллектуальной деятельности);

— содержательный блок (образовательные области, интеллектуальные способности: виды мышления и воображения);

— инструментальный блок (формы работы с детьми и методы ТРИЗ– технологии);

— диагностический блок (диагностики развития мышления, воображения и интеллекта);

— результативный блок (анализ результатов, дальнейшее планирование работы по исследованию).

Модель это графическое отражение структуры педагогической системы, формирования интеллектуальных способностей дошкольников, базовой моделью является модель «Объект – признак – значение признака».

Из 5 областей дошкольного образования, наиболее целесообразно использование таких как «Познавательное развитие» и «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,потому что их содержание в большей степени направленно на развитие интеллектуальных способностей.

ТРИЗ помогает решить следующие задачи:

осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление;

воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;

учит знать и любить себя;

воспитывать экологическую культуру;

развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;

придавать занятиям, играм комплексный характер.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ:

первый этап – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду

второй этап – учить детей фантазировать, изобретать.

третий этап – учить решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ.

четвертый этап — научить применять полученные знания и, использовать нестандартные, оригинальные решения проблем, учить находить выход из любой сложной ситуации.

К навыкам познавательного развития, относятся :

Анализ – мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями и их признаками.

Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по каким-либо существенным признакам.

Основные критерии эффективного использования методов, элементов и приемов ТРИЗ в деятельности дошкольного учреждения:

  • возможность быстро организовать учебный процесс;
  • формирование интеллектуальных навыков;
  • предварительная подготовка;
  • практико — ориентированность.

Для себя я выделила Методы технологии ТРИЗ:

Метод ММЧ

(моделирования маленькими человечками), моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Мышление по аналогии.

Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

Метод мозгового штурма.

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод фокальных объектов.

Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод «Системный анализ».

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа.

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта                                                                                                                                                                 Метод типового фантазирования.Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

изобретательская задача дошкольный творчество

а) уменьшение — увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление — объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление — ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика — статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино — живое дерево; Снегурочка — живой снег; Колобок — живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

63
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!