Формирование готовности к инновационной деятельности у молодых воспитателей ДОУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Формирование готовности к инновационной деятельности у молодых воспитателей ДОУ»
Автор: Ефремова Ольга Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
Актуальность исследования
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус воспитателя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к уровню его образованности, его профессионально-педагогической компетентности. Не секрет, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Для этого необходимо постоянно работать в инновационном режиме, искать и находить что-то новое, вводить инновации в работу, осуществлять экспериментальную деятельность.
Проблемы инноваций в дошкольном образовании и управление инновациями в дошкольном образовательном учреждении нашли отражение в трудах К. Ю. Белой, Е. Б. Кузнецовой, А. А. Майера, М. М. Поташника и др. В их исследованиях показано, что в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм, необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов и систему управления реализацией инноваций, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.
Под педагогической инновацией в настоящее время понимается «внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений». Соответственно, под готовностью педагогов к инновационной деятельности в сфере образования мы будем понимать способность к восприятию новой информации, выдвижению перспективных и конкурентоспособных идей, нахождению новых нестандартных методов решений педагогических задач.
Анализ практики работы детского сада показал, что внедрение инноваций в деятельность данного учреждения осуществляется, но происходит это довольно медленно, что негативно сказывается на качестве дошкольного образования. Проблема побуждения педагогов к инновационной деятельности связывается с их мотивационной неготовностью разрабатывать инновационные проекты, слабое владение теорией и практикой педагогических инноваций. Немаловажное значение при этом имеет подготовка молодых воспитателей к инновационной деятельности, которые порой затрудняются с применением традиционной методики работы с детьми. Однако, как показывают исследования, важно с первых дней трудовой деятельности мотивационно, содержательно и технологически готовить начинающего воспитателя к внедрению инноваций.
Не секрет, что первый год работы молодого педагога в коллективе наиболее напряженный, так как связан с периодом адаптации к новым условиям, к коллегам, к воспитанникам и их родителям. Вхождение в профессию требует терпения и понимания от адаптирующегося педагога и его наставников. Поэтому старшему воспитателю необходимо также работать в этом направлении и с напарниками новичка. Профессиональная адаптация молодого воспитателя должна проходить в тесной связи с процессом развития его личностных качеств. В повседневной профессиональной деятельности наставникам следует уделять внимание обучению педагогическими приемами и технологиями, выполнению задач дошкольного образования, спецификой общения. Планомерная систематическая работа с начинающим воспитателем способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, успешному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают большое влияние на его рост как профессионала.
На втором-третьем году работы у начинающего воспитателя идет развитие профессиональных навыков и умений, поиск оптимальных методов и приемов работы с воспитанниками, накопление опыта работы, формирование своего стиля в педагогической деятельности. Педагог изучает опыт работы воспитателей своего учреждения и других детских садов, консультируется со старшим воспитателем, посещает открытые мероприятия разного уровня. Все интересные идеи, методы и приемы берет на заметку, вместе с старшим воспитателем обсуждает и определяет методическую тему, над которой будет работать более углубленно, участвует в открытых мероприятиях на уровне детского сада. Особого внимания заслуживает готовность молодых воспитателей к инновационной деятельности, поскольку самое сложное для них – преодолеть страх перед новым, неизвестным, найти такие «изюминки», которые позволили бы добиться качественных результатов в воспитании, обучении и развитии дошкольников. Одновременной именно у молодых педагогов наблюдается большой потенциал в разработке инновационных проектов, поскольку у них еще не сформировались «штампы» профессиональной деятельности, они более мобильны в поиске новой информации, как правило, готовы идти на риск во введении новых форм и методов работы с детьми. В этом им и необходима поддержка старшего воспитателя и всего коллектива детского сада, чтобы помочь избежать возможных ошибок, подсказать, посоветовать более эффективные способы работы с детьми.
В случае успешной адаптации уже на 4-5 году профессиональной деятельности воспитатель активно внедряет в свою профессиональную деятельность инновационные технологии.
Новизна исследования: Обновление педагогического процесса в образовательном учреждении предъявляет новые требования не только к содержанию образования, но и психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогической компетентности педагогов. Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный в ходе реализации ООП ДО создавать оптимальные психолого-педагогические условия реализации образовательной программы, предполагающие создание благоприятного эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса и построение вариативного развивающего образования на основе индивидуальных особенностей.
Таким образом, у педагогов, имеющих стаж работы не более трех лет, имеется потенциал разработки инновационных технологий, который проявляется в готовности к организации инновационных процессов в образовательном учреждении и их популяризации среди субъектов образовательного процесса. Принимая во внимание необходимость подготовки молодых педагогов к инновационной деятельности, мною была сформулирована цель проекта: повышение уровня готовности молодых воспитателей дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности.
Гипотеза исследования: условиями, влияющими на готовность молодых воспитателей к инновационной деятельности, выступают: посещение и анализ работы коллег, имеющих большой стаж работы в детском саду; изучение и обсуждение инновационных разработок, представленных в методической и педагогической литературе; создание системы мотивации инновационной деятельности.
Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:
- 1.Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе.
- 2.Установить исходный уровень готовности молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности.
- 3.Выявить и обобщить наиболее продуктивные технологии, формы и методы подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности.
- 4.Познакомить молодых воспитателей, имеющих стаж работы в детском саду до 3-х лет, с теоретическими основами инновационной деятельности, с инновационными программами и технологиями; обучить разрабатывать инновационные проекты; заинтересовать во внедрении.
- 5.Проследить динамику готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности.
- 6.Оформить результаты работы.
Объект исследования: процесс подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности.
Предмет исследования: готовность молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности.
Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:
-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме;
-наблюдение за работой молодых воспитателей;
-диагностирование готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности;
-обучающий эксперимент;
-анализ результатов экспериментального исследования.
Состав участников проекта:
-3 воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» со стажем работы от 1,5 до 3-х лет;
-Ефремова Ольга Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок».
Сроки проведения: сентябрь 2022 г. – май 2024 года
В соответствии с целями и задачами проекта был определен план его реализации, включающий 4 этапа:
1.Подготовительный этап (сентябрь — декабрь 2022 года)
-формирование гипотезы проекта;
-выявление приоритетных проблем;
-изучение и анализ состояния проблемы подготовки молодых воспитателей к профессиональной деятельности;
-построение модели проекта.
-анкетирование молодых воспитателей с целью определения готовности к инновационной деятельности;
-разработка концепции проекта, составление плана работы с молодыми воспитателями по проблеме;
-отбор и систематизация наиболее продуктивных содержания, форм, методов и приемов для решения проблемы.
3. Основной этап (январь 2022 г. – апрель 2023 г.)
апробация наиболее продуктивных форм, методов и приемов подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности:
-повышение мотивации личности к инновационной деятельности;
-отслеживание успешности решения проблемы.
4. Заключительный этап (май 2023 г.)
анализ проведенной работы с молодыми воспитателями и подведение итогов проекта.
Планируемые образовательные результаты
Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах организации инновационной деятельности по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста.
Содержание работы:
1. Организационный этап (сентябрь – декабрь 2022 года)
В соответствии с целью проекта и выдвинутой гипотезой я изучила и проанализировала состояние проблемы формирования готовности молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности в учебно-методической литературе. Изучила нормативно-правовые документы по проблеме.
С позиций компетентностного подхода, воспитатели должны знать сущность инноватики и инноваций в профессиональной деятельности; основные направления инновационной деятельности образовательных учреждений; отечественный и зарубежный опыт инновационной деятельности; инновационные образовательные технологии; уметь применять инновационные технологии при воспитании и обучении детей дошкольного возраста; проектировать инновационную деятельность в условиях образовательного учреждения; осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль инновационной деятельности в образовательном процессе; владеть современными инновационными технологиями образования, методами педагогической диагностики и мониторинга образовательного процесса, методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов, способами проектной и инновационной деятельности в образовании, совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения. Эти и другие компетенции начинающие воспитатели осваивают в процессе трудовой деятельности, и в задачи старшего воспитателя входит подготовка молодых педагогов к этому виду деятельности, своевременное устранение педагогических ошибок, а также формирование мотивации к внедрению и разработке инновационных технологий.
Выявила, что готовность к разработке инноваций проявляется:
Øв целенаправленном добровольном использовании воспитателем свободного от работы времени для изучения инноваций и полноценного развития потенциальных возможностей инновационной деятельности;
Øв свободе выбора направлений инновационной деятельности;
Øв возможности менять виды деятельности, формы и методы работы с дошкольниками;
Øв творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных инноваций;
Øв особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
Øв возможности профессионального роста.
Концептуальные идеи, заложенные в основу инновационной деятельности, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства. В связи с этим необходимо организовать следующую работу: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения; организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса; привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики.
В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получения положительных результатов. Также необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Итак, профессиональная готовность педагогов к инновационной деятельности включает следующие компоненты:
ØСодержательная готовность к инновационной деятельности предполагает знание понятия инновационной деятельности, понимание значение инноваций для работы с дошкольниками, знакомство с инновациями педагогов со стажем на уровне детского сада, района, города, республики, страны.
ØТехнологическая готовность к инновационной деятельности включает умение использовать и внедрять инновации, разработанные коллегами, вводить новые формы и методы в работу с детьми, теоретически обосновывать возможность внедрения инноваций.
ØМотивационная готовность к инновационной деятельности предполагает понимание необходимости инноваций для работы с дошкольниками, развитие мотивации к познанию и творчеству, знакомство с перспективами профессионального роста, желание использовать инновации в образовательном процессе, готовность к достижению профессионального мастерства.
Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, в условиях обновления его содержания и форм, необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов и систему управления реализацией инноваций, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.
Это подтверждает необходимость проведения опытно-экспериментальной работы.
2. Основной этап (январь 2023 г.- апрель 2024 г.)
Вмарте 2023 года было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления профессиональных интересов.
1.Восприимчивость педагогов к новому (Приложение А).
2.Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств (Приложение Б).
3.Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций (Приложение В).
4.Уровень новаторства в педагогическом коллективе (Приложение Г).
В анкетировании приняли участие 3 педагогических работников со стажем работы от 1 года до 3-х лет. Все из них имеют высшее педагогическое образование.
Были получены следующие результаты:
Для диагностики уровня готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности нами были разработаны следующие критерии:
1) стремление внедрить передовой опыт в практику;
2) постоянство занятий самообразованием;
3) приверженность определенным своим идеям, которые педагог развивает в процессе деятельности;
4) анализ и рефлексирование воспитателем результатов своей педагогической деятельности;
5) умение прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.
На основе данных критериев и шкал обработки результатов анкет нами были выделены следующие уровни готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности.
Высокий уровень. Количество баллов по первой анкете – 17-18. Выбор во второй анкете пунктов 2 и 7. Полное отсутствие антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе А (четвертая анкета).
Уровень выше среднего. Количество баллов по первой анкете – 14-16. Выбор во второй анкете пунктов 8 и 9. Наличие 1-2 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе В (четвертая анкета).
Средний уровень. Количество баллов по первой анкете – 10-13. Выбор во второй анкете пунктов 5 и 6. Наличие 3-4 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе С (четвертая анкета).
Уровень ниже среднего.Количество баллов по первой анкете – 8-9. Выбор во второй анкете пунктов 1 и 4. Наличие 5-6 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе D (четвертая анкета).
Низкий уровень. Количество баллов по первой анкете – 6-7. Выбор во второй анкете пунктов 3 и 10. Наличие 7-9 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе Е (четвертая анкета).
Если перевести язык цифр в область психолого-педагогических понятий, можно выделить пять групп педагогов с различным отношением к инновационной деятельности:
1-я группа («новаторы») – педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности.
2-я группа («передовики») – педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие;
3-я группа («умеренные») – педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд.
4-я группа («предпоследние») – так же, как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики.
5-я группа («последние») – педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда.
Результаты анкетирования мы обработали и оформили в таблицу (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень готовности педагогов дошкольного образования
к инновационной деятельности
№п/п | Ф.И.О. | Стаж | Анкеты (уровень) | Общий уровень | Группа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
1. | Кобзева Е.В. | 2,5 г. | средний | средний | средний | средний | средний | «умеренный» |
2. | Байбикова А.Ю. | 2 г. | ниже сред. | ниже сред. | ниже сред. | ниже сред. | ниже сред. | «предпоследний» |
3. | Пялькина Е.Г. | 1,5 г. | выше сред. | выше сред. | выше сред. | выше сред. | выше сред. | «передовик» |
4. | Трифонова Т.В. | 1,5 г. | средний | средний | средний | средний | средний | «умеренный» |
5. | Кудрявцева О.И. | 1 г. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | «последний» |
6. | Королева О.В. | 1 г. | ниже сред. | ниже сред. | ниже сред. | ниже сред. | ниже сред. | «предпоследний» |
По полученным статистическим данным, члены коллектива детского сада по отношению к инновационной деятельности разделяются следующим образом (в процентах): высокий уровень («новаторы») – отсутствует (0 %), уровень выше среднего («передовики») – 1 воспитатель (16,7 %), средний уровень («умеренные») – 2 человека (33,3 %), уровень ниже среднего («предпоследние») – 2 педагога (33,3 %), низкий уровень («последние») – 1 воспитатель (16,7%).
В связи с полученными результатами мы видим свою задачу в том, чтобы формировать в коллективе чувство адекватного оценивания достигнутых результатов, положительное общественное мнение о нововведениях, готовность к разработке и внедрению инновационных проектов.
Практическая работа с молодыми воспитателями включает следующие мероприятия:
-организация наставничества;
-групповые и индивидуальные консультации по актуальным проблемам педагогов, а также по теоретическим вопросам педагогических инноваций;
-открытые просмотры организации образовательного процесса педагогами со стажем и педагогами, ведущими инновационную деятельность;
-знакомство с планами воспитательно-образовательного процесса педагогов со стажем;
-оформление выставки «Инновационные программы и технологии в детском саду».
Организованные мероприятия по плану проводились 2 раза в месяц (Таблица 2).
Таблица 2
План работы с начинающими педагогами по подготовки их к инновационной деятельности на 2014-15 учебный год
№ | Тема мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
1 | 1. Утверждение плана работы с начинающими воспитателями. 2. Организация наставничества для молодых педагогов. Индивидуальные консультации по организации образовательного процесса | сентябрь 2022 | Ст. воспитатель Ст. воспитатель педагоги-наставники |
2 | Индивидуальные консультации и беседы по актуальным проблемам педагогов | ежемесячно | Ст. воспитатель педагоги-наставники |
3 | 1. «Планирование и организация воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса». Групповая консультация 2. «Организация работы по речевому развитию детей». Посещение и анализ логопедического занятия | октябрь 2022 | Ст. воспитатель Учитель-логопед |
4 | 1. «Инновационные и традиционные подходы к проведению занятий по природному окружению и экологическому воспитанию». Посещение и анализ занятий опытных воспитателей. 2. «Организация и проведение закаливающих мероприятий в режиме дня». Групповая консультация | ноябрь 2022 | Ст. воспитатель Воспитатель-наставник Воронина С.Н. Ст. воспитатель |
5 | 1. «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей дошкольников». Групповая консультация 2. «Педагогические инновации в дошкольном образовании». Семинар для молодых педагогов ДОУ. Занятие 1. | декабрь 2022 | Музыкальный руководитель Бучумова Э.Р. Ст. воспитатель. |
6 | 1. «Как найти контакт с родителями?» Групповая консультация 2. «Педагогические инновации в дошкольном образовании». Семинар для молодых педагогов ДОУ. Занятие 2. | январь 2023 | Ст. воспитатель воспитатель-наставник Шаброва О.А. Ст. воспитатель |
7 | 1. «Организация и руководство творческими играми детей во второй половине дня» Мастер-класс 2. Оформление стенда «Инновационные программы и технологии в детском саду». | февраль 2023 | Воспитатели-наставники Ст. воспитатель |
8 | 1. «Советы по организации самообразования». Групповая консультация 2. «Инновационные оздоровительные технологии в дошкольном образовании». Мастер-класс | март 2023 | Ст.воспитатель Инструктор по физ. воспитанию |
9 | 1. «Инновационные проекты педагогов детского сада». Выставка проектов 2. «Как разработать инновационный проект». Семинар-практикум для молодых воспитателей | апрель 2023 | Воспитатели-наставники Ст. воспитатель |
10 | 1. Определение направлений инновационной деятельности молодых педагогов. Индивидуальные консультации | май 2023 | Ст. воспитатель Воспитатели-наставники |
-привлечение воспитателей к изучению, обобщению, научному обоснованию, распространению и внедрению передового педагогического опыта;
-использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения;
-организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса;
-привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики.
Сложность проведенной работы заключалась в том, что у молодых педагогов встречались затруднения не только в разработке инноваций, но и в организации повседневной работы с детьми, коллегами, родителями. Поэтому мы совмещали в работе с начинающими воспитателями консультации и методическую помощь как по традиционным технологиям обучения и воспитания дошкольников, так и по инновационным. Внимание уделялось даже небольшим педагогическим открытиям молодых воспитателей, постоянно поощрялись их поиски новых форм и методов работы с детьми, при обсуждении профессиональных успехов и неудач мы обучали воспитателей самоанализу, рефлексии, а также старались в любой ситуации найти положительные моменты.
3. Заключительный этап (май 2024 г.)
На заключительном этапе мы повторно провели анкетирование на выявление готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности (Таблица 3).
Таблица 3
Уровень готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности
№ п/п | Ф.И.О. | Стаж | Анкеты (уровень) | Общий уровень | Группа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
1. | Кобзева Е.В. | 2,5 г. | выше средн. | выше средн. | выше средн. | выше средн. | выше сред. | «передовик» |
2. | Байбикова А.Ю. | 2 г. | выше средн. | выше средн. | выше средн. | выше средн. | выше сред. | «передовик» |
3. | Пялькина Е.Г. | 1,5 г. | высокий | выше средн. | высокий | выше средн. | высокий | «новатор» |
4. | Трифонова Т.В. | 1,5 г. | выше средн. | выше средн. | выше средн. | выше средн. | выше средн. | «передовик» |
5. | Кудрявцева О.И. | 1 г. | средний | средний | средний | средний | средний | «умеренный» |
6.К | Королева О.В. | 1 г. | средний | средний | средний | средний | средний | «умеренный» |
Выводы и предложения:
Анкетирование показало, что у всех воспитателей наблюдаются изменения в отношении к инновационной деятельности (Гистограмма 1).
Гистограмма 1 – Сравнение готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности в январе 2023 г. и мае 2024г.
По полученным статистическим данным, члены коллектива детского сада по отношению к инновационной деятельности разделяются следующим образом (в процентах): высокий уровень («новаторы») – отсутствует (0 %), уровень выше среднего («передовики») – 1 воспитатель (16,7 %), средний уровень («умеренные») – 2 человека (33,3 %), уровень ниже среднего («предпоследние») – 2 педагога (33,3 %), низкий уровень («последние») – 1 воспитатель (16,7%). Введенная система наставничества позволила молодым воспитателям постоянно чувствовать помощь и поддержку со стороны опытных коллег.
В конце учебного года молодым воспитателям было предложено определить тематику и разработать инновационные проекты на следующий учебный год. В итоге молодыми воспитателями были представлены инновационные разработки для внедрения в практику (Таблица 4).
Таблица 4
Тематика инновационных проектов молодых педагогов
Группа | ФИО воспитателя | Название инновационных проектов | Сроки проведения |
1 младшая группа | Трифонова Т.В. | Проект оздоровительной технологии для детей 2-3 лет «Здоровячок» | Сентябрь – ноябрь 2022 г. |
2 младшая группа | Байбикова А.Ю. | Проект для детей 3-4 лет «Использование фольклора для развития речи детей» | Сентябрь – ноябрь2022 г. |
средняя группа | Кобзева Е.В. | Проект по ознакомлению детей 4-5 лет со сказкой и устным народным творчеством: «В гостях у сказки» | октябрь – декабрь 2022 г. |
старшая группа | Кудрявцева О.И. | Проект по воспитанию нравственных чувств у детей 6-7 лет «Маленькая страна – это моя семья» | ноябрь – декабрь 2022 г. |
подготовительная группа | Пялькина Е.Г. | Проект по ознакомлению с художественной литературой «Книга мала, да ума придала» | Декабрь 2022 г. |
средняя группа | Королева О.В. | Проект по ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром «Подружись с планетой Земля» | Декабрь 2022 г. |
При анкетировании и разработке проектов педагоги показали знание понятия инновационной деятельности, понимание значение инноваций для работы с дошкольниками, знакомство с инновациями педагогов со стажем на уровне детского сада, района, города, республики, страны; проявили умение использовать и внедрять инновации, разработанные коллегами, вводить новые формы и методы в работу с детьми, теоретически обосновывать возможность внедрения инноваций.
Также молодые воспитатели осознали необходимость инноваций для работы с дошкольниками, проявляют интерес к познанию и творчеству, знакомы с перспективами профессионального роста, у них есть желание использовать инновации в образовательном процессе, стремление к достижению профессионального мастерства.
Таким образом, деятельность по проекту представляется мне успешной, так как цель проекта достигнута.
В перспективе мы планируем продолжать начатую работу, поскольку возможно в перспективе к нам придут новые молодые воспитатели, которым также нужно будет определяться с тематикой инновационных проектов, без которых невозможно успешно работать в современной детском саду.
Информационные ресурсы
- 1.Белая, К. Ю. Инновации в ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. – № 2. – С. 4 – 8.
- 2.Бурляева, О. В. Инновационная деятельность в ДОУ Республики Мордовия / О. В. Бурляева // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С. 4–7.
3.Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshvozrast.ru/metodich/metodich01.htm
4.Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива: Справочник заместителя директора школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zam.resobr.ru
- 5.
- 6.Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
7.МААМ.RU: Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-rabota-s-nachinayuschimi-vospitateljami-dou.html
8.Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: метод. пособие / А. А. Майер. – М.: Сфера, 2008. – 265 с.
- 9.Поташник, М. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для студ. вузов / М. М. Поташник. – М.: Сфера, 2000. – 264 с.
- 10.Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность: учебное пособие / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр,1997. – 224 с.
Приложения
Приложение А
Анкета «Восприимчивость педагогов к новому»
Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.
1.Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
2.Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3.Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
4.Вы сотрудничаете с научными консультантами?
5.Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
6.Вы открыты новому?
Приложение Б
Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»
Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает к этому? Выберите не более двух ответов.
1.Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
2.Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
3.Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
4.Желание создать хороший, эффективный детский сад для дошкольников.
5.Потребность в новизне,