Формирование готовности к инновационной деятельности у молодых воспитателей ДОУ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Формирование готовности к инновационной деятельности у молодых воспитателей ДОУ»

Автор: Ефремова Ольга Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Актуальность исследования

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус воспитателя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к уровню его образованности, его профессионально-педагогической компетентности. Не секрет, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Для этого необходимо постоянно работать в инновационном режиме, искать и находить что-то новое, вводить инновации в работу, осуществлять экспериментальную деятельность.

Проблемы инноваций в дошкольном образовании и управление инновациями в дошкольном образовательном учреждении нашли отражение в трудах К. Ю. Белой, Е. Б. Кузнецовой, А. А. Майера, М. М. Поташника и др. В их исследованиях показано, что в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм, необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов и систему управления реализацией инноваций, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Под педагогической инновацией в настоящее время понимается «внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений». Соответственно, под готовностью педагогов к инновационной деятельности в сфере образования мы будем понимать способность к восприятию новой информации, выдвижению перспективных и конкурентоспособных идей, нахождению новых нестандартных методов решений педагогических задач.

Анализ практики работы детского сада показал, что внедрение инноваций в деятельность данного учреждения осуществляется, но происходит это довольно медленно, что негативно сказывается на качестве дошкольного образования. Проблема побуждения педагогов к инновационной деятельности связывается с их мотивационной неготовностью разрабатывать инновационные проекты, слабое владение теорией и практикой педагогических инноваций. Немаловажное значение при этом имеет подготовка молодых воспитателей к инновационной деятельности, которые порой затрудняются с применением традиционной методики работы с детьми. Однако, как показывают исследования, важно с первых дней трудовой деятельности мотивационно, содержательно и технологически готовить начинающего воспитателя к внедрению инноваций.

Не секрет, что первый год работы молодого педагога в коллективе наиболее напряженный, так как связан с периодом адаптации к новым условиям, к коллегам, к воспитанникам и их родителям. Вхождение в профессию требует терпения и понимания от адаптирующегося педагога и его наставников. Поэтому старшему воспитателю необходимо также работать в этом направлении и с напарниками новичка. Профессиональная адаптация молодого воспитателя должна проходить в тесной связи с процессом развития его личностных качеств. В повседневной профессиональной деятельности наставникам следует уделять внимание обучению педагогическими приемами и технологиями, выполнению задач дошкольного образования, спецификой общения. Планомерная систематическая работа с начинающим воспитателем способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, успешному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают большое влияние на его рост как профессионала.

На втором-третьем году работы у начинающего воспитателя идет развитие профессиональных навыков и умений, поиск оптимальных методов и приемов работы с воспитанниками, накопление опыта работы, формирование своего стиля в педагогической деятельности. Педагог изучает опыт работы воспитателей своего учреждения и других детских садов, консультируется со старшим воспитателем, посещает открытые мероприятия разного уровня. Все интересные идеи, методы и приемы берет на заметку, вместе с старшим воспитателем обсуждает и определяет методическую тему, над которой будет работать более углубленно, участвует в открытых мероприятиях на уровне детского сада. Особого внимания заслуживает готовность молодых воспитателей к инновационной деятельности, поскольку самое сложное для них – преодолеть страх перед новым, неизвестным, найти такие «изюминки», которые позволили бы добиться качественных результатов в воспитании, обучении и развитии дошкольников. Одновременной именно у молодых педагогов наблюдается большой потенциал в разработке инновационных проектов, поскольку у них еще не сформировались «штампы» профессиональной деятельности, они более мобильны в поиске новой информации, как правило, готовы идти на риск во введении новых форм и методов работы с детьми. В этом им и необходима поддержка старшего воспитателя и всего коллектива детского сада, чтобы помочь избежать возможных ошибок, подсказать, посоветовать более эффективные способы работы с детьми.

В случае успешной адаптации уже на 4-5 году профессиональной деятельности воспитатель активно внедряет в свою профессиональную деятельность инновационные технологии.

Новизна исследования: Обновление педагогического процесса в образовательном учреждении предъявляет новые требования не только к содержанию образования, но и психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогической компетентности педагогов. Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный в ходе реализации ООП ДО создавать оптимальные психолого-педагогические условия реализации образовательной программы, предполагающие создание благоприятного эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса и построение вариативного развивающего образования на основе индивидуальных особенностей.

Таким образом, у педагогов, имеющих стаж работы не более трех лет, имеется потенциал разработки инновационных технологий, который проявляется в готовности к организации инновационных процессов в образовательном учреждении и их популяризации среди субъектов образовательного процесса. Принимая во внимание необходимость подготовки молодых педагогов к инновационной деятельности, мною была сформулирована цель проекта: повышение уровня готовности молодых воспитателей дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности.

Гипотеза исследования: условиями, влияющими на готовность молодых воспитателей к инновационной деятельности, выступают: посещение и анализ работы коллег, имеющих большой стаж работы в детском саду; изучение и обсуждение инновационных разработок, представленных в методической и педагогической литературе; создание системы мотивации инновационной деятельности.

Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

  • 1.Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе.
  • 2.Установить исходный уровень готовности молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности.
  • 3.Выявить и обобщить наиболее продуктивные технологии, формы и методы подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности.
  • 4.Познакомить молодых воспитателей, имеющих стаж работы в детском саду до 3-х лет, с теоретическими основами инновационной деятельности, с инновационными программами и технологиями; обучить разрабатывать инновационные проекты; заинтересовать во внедрении.
  • 5.Проследить динамику готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности.
  • 6.Оформить результаты работы.

Объект исследования: процесс подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности.

Предмет исследования: готовность молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме;

-наблюдение за работой молодых воспитателей;

-диагностирование готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности;

-обучающий эксперимент;

-анализ результатов экспериментального исследования.

Состав участников проекта:

-3 воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» со стажем работы от 1,5 до 3-х лет;

-Ефремова Ольга Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок».

Сроки проведения: сентябрь 2022 г. – май 2024 года

В соответствии с целями и задачами проекта был определен план его реализации, включающий 4 этапа:

1.Подготовительный этап (сентябрь — декабрь 2022 года)

-формирование гипотезы проекта;

-выявление приоритетных проблем;

-изучение и анализ состояния проблемы подготовки молодых воспитателей к профессиональной деятельности;

-построение модели проекта.

-анкетирование молодых воспитателей с целью определения готовности к инновационной деятельности;

-разработка концепции проекта, составление плана работы с молодыми воспитателями по проблеме;

-отбор и систематизация наиболее продуктивных содержания, форм, методов и приемов для решения проблемы.

3. Основной этап (январь 2022 г. – апрель 2023 г.)

апробация наиболее продуктивных форм, методов и приемов подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности:

-повышение мотивации личности к инновационной деятельности;

-отслеживание успешности решения проблемы.

4. Заключительный этап (май 2023 г.)

анализ проведенной работы с молодыми воспитателями и подведение итогов проекта.

Планируемые образовательные результаты

Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах организации инновационной деятельности по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста.

Содержание работы:

1. Организационный этап (сентябрь – декабрь 2022 года)

В соответствии с целью проекта и выдвинутой гипотезой я изучила и проанализировала состояние проблемы формирования готовности молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности в учебно-методической литературе. Изучила нормативно-правовые документы по проблеме.

С позиций компетентностного подхода, воспитатели должны знать сущность инноватики и инноваций в профессиональной деятельности; основные направления инновационной деятельности образовательных учреждений; отечественный и зарубежный опыт инновационной деятельности; инновационные образовательные технологии; уметь применять инновационные технологии при воспитании и обучении детей дошкольного возраста; проектировать инновационную деятельность в условиях образовательного учреждения; осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль инновационной деятельности в образовательном процессе; владеть современными инновационными технологиями образования, методами педагогической диагностики и мониторинга образовательного процесса, методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов, способами проектной и инновационной деятельности в образовании, совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения. Эти и другие компетенции начинающие воспитатели осваивают в процессе трудовой деятельности, и в задачи старшего воспитателя входит подготовка молодых педагогов к этому виду деятельности, своевременное устранение педагогических ошибок, а также формирование мотивации к внедрению и разработке инновационных технологий.

Выявила, что готовность к разработке инноваций проявляется:

Øв целенаправленном добровольном использовании воспитателем свободного от работы времени для изучения инноваций и полноценного развития потенциальных возможностей инновационной деятельности;

Øв свободе выбора направлений инновационной деятельности;

Øв возможности менять виды деятельности, формы и методы работы с дошкольниками;

Øв творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных инноваций;

Øв особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

Øв возможности профессионального роста.

Концептуальные идеи, заложенные в основу инновационной деятельности, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства. В связи с этим необходимо организовать следующую работу: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения; организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса; привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики.

В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получения положительных результатов. Также необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Итак, профессиональная готовность педагогов к инновационной деятельности включает следующие компоненты:

ØСодержательная готовность к инновационной деятельности предполагает знание понятия инновационной деятельности, понимание значение инноваций для работы с дошкольниками, знакомство с инновациями педагогов со стажем на уровне детского сада, района, города, республики, страны.

ØТехнологическая готовность к инновационной деятельности включает умение использовать и внедрять инновации, разработанные коллегами, вводить новые формы и методы в работу с детьми, теоретически обосновывать возможность внедрения инноваций.

ØМотивационная готовность к инновационной деятельности предполагает понимание необходимости инноваций для работы с дошкольниками, развитие мотивации к познанию и творчеству, знакомство с перспективами профессионального роста, желание использовать инновации в образовательном процессе, готовность к достижению профессионального мастерства.

Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, в условиях обновления его содержания и форм, необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов и систему управления реализацией инноваций, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Это подтверждает необходимость проведения опытно-экспериментальной работы.

2. Основной этап (январь 2023 г.- апрель 2024 г.)

Вмарте 2023 года было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления профессиональных интересов.

1.Восприимчивость педагогов к новому (Приложение А).

2.Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств (Приложение Б).

3.Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций (Приложение В).

4.Уровень новаторства в педагогическом коллективе (Приложение Г).

В анкетировании приняли участие 3 педагогических работников со стажем работы от 1 года до 3-х лет. Все из них имеют высшее педагогическое образование.

Были получены следующие результаты:

Для диагностики уровня готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности нами были разработаны следующие критерии:

1) стремление внедрить передовой опыт в практику;

2) постоянство занятий самообразованием;

3) приверженность определенным своим идеям, которые педагог развивает в процессе деятельности;

4) анализ и рефлексирование воспитателем результатов своей педагогической деятельности;

5) умение прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

На основе данных критериев и шкал обработки результатов анкет нами были выделены следующие уровни готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности.

Высокий уровень. Количество баллов по первой анкете – 17-18. Выбор во второй анкете пунктов 2 и 7. Полное отсутствие антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе А (четвертая анкета).

Уровень выше среднего. Количество баллов по первой анкете – 14-16. Выбор во второй анкете пунктов 8 и 9. Наличие 1-2 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе В (четвертая анкета).

Средний уровень. Количество баллов по первой анкете – 10-13. Выбор во второй анкете пунктов 5 и 6. Наличие 3-4 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе С (четвертая анкета).

Уровень ниже среднего.Количество баллов по первой анкете – 8-9. Выбор во второй анкете пунктов 1 и 4. Наличие 5-6 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе D (четвертая анкета).

Низкий уровень. Количество баллов по первой анкете – 6-7. Выбор во второй анкете пунктов 3 и 10. Наличие 7-9 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе Е (четвертая анкета).

Если перевести язык цифр в область психолого-педагогических понятий, можно выделить пять групп педагогов с различным отношением к инновационной деятельности:

1-я группа («новаторы») – педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности.

2-я группа («передовики») – педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие;

3-я группа («умеренные») – педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд.

4-я группа («предпоследние») – так же, как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики.

5-я группа («последние») – педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда.

Результаты анкетирования мы обработали и оформили в таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень готовности педагогов дошкольного образования

к инновационной деятельности

№п/п Ф.И.О. Стаж Анкеты (уровень) Общий уровень Группа
1 2 3 4
1. Кобзева Е.В. 2,5 г. средний средний средний средний средний «умеренный»
2. Байбикова А.Ю. 2 г. ниже сред. ниже сред. ниже сред. ниже сред. ниже сред. «предпоследний»
3. Пялькина Е.Г. 1,5 г. выше сред. выше сред. выше сред. выше сред. выше сред. «передовик»
4. Трифонова Т.В. 1,5 г. средний средний средний средний средний «умеренный»
5. Кудрявцева О.И. 1 г. низкий низкий низкий низкий низкий «последний»
6. Королева О.В. 1 г. ниже сред. ниже сред. ниже сред. ниже сред. ниже сред. «предпоследний»
Анализ данных таблицы показал, что результаты педагогов по каждой из анкет соответствуют общему уровню, оценки своей деятельности у всех педагогов являются адекватными.

По полученным статистическим данным, члены коллектива детского сада по отношению к инновационной деятельности разделяются следующим образом (в процентах): высокий уровень («новаторы») – отсутствует (0 %), уровень выше среднего («передовики») – 1 воспитатель (16,7 %), средний уровень («умеренные») – 2 человека (33,3 %), уровень ниже среднего («предпоследние») – 2 педагога (33,3 %), низкий уровень («последние») – 1 воспитатель (16,7%).

В связи с полученными результатами мы видим свою задачу в том, чтобы формировать в коллективе чувство адекватного оценивания достигнутых результатов, положительное общественное мнение о нововведениях, готовность к разработке и внедрению инновационных проектов.

Практическая работа с молодыми воспитателями включает следующие мероприятия:

-организация наставничества;

-групповые и индивидуальные консультации по актуальным проблемам педагогов, а также по теоретическим вопросам педагогических инноваций;

-открытые просмотры организации образовательного процесса педагогами со стажем и педагогами, ведущими инновационную деятельность;

-знакомство с планами воспитательно-образовательного процесса педагогов со стажем;

-оформление выставки «Инновационные программы и технологии в детском саду».

Организованные мероприятия по плану проводились 2 раза в месяц (Таблица 2).

Таблица 2

План работы с начинающими педагогами по подготовки их к инновационной деятельности на 2014-15 учебный год

Тема мероприятия Дата проведения Ответственный
1 1. Утверждение плана работы с начинающими воспитателями. 2. Организация наставничества для молодых педагогов. Индивидуальные консультации по организации образовательного процесса сентябрь 2022 Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

педагоги-наставники

2 Индивидуальные консультации и беседы по актуальным проблемам педагогов ежемесячно Ст. воспитатель педагоги-наставники
3 1. «Планирование и организация воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса». Групповая консультация 2. «Организация работы по речевому развитию детей». Посещение и анализ логопедического занятия октябрь 2022 Ст. воспитатель

Учитель-логопед

4 1. «Инновационные и традиционные подходы к проведению занятий по природному окружению и экологическому воспитанию». Посещение и анализ занятий опытных воспитателей. 2. «Организация и проведение закаливающих мероприятий в режиме дня». Групповая консультация ноябрь 2022 Ст. воспитатель Воспитатель-наставник Воронина С.Н.

Ст. воспитатель

5 1. «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей дошкольников». Групповая консультация 2. «Педагогические инновации в дошкольном образовании». Семинар для молодых педагогов ДОУ. Занятие 1. декабрь 2022 Музыкальный руководитель Бучумова Э.Р. Ст. воспитатель.
6 1. «Как найти контакт с родителями?» Групповая консультация 2. «Педагогические инновации в дошкольном образовании». Семинар для молодых педагогов ДОУ. Занятие 2. январь 2023 Ст. воспитатель воспитатель-наставник Шаброва О.А.

Ст. воспитатель

7 1. «Организация и руководство творческими играми детей во второй половине дня» Мастер-класс 2. Оформление стенда «Инновационные программы и технологии в детском саду». февраль 2023 Воспитатели-наставники

Ст. воспитатель

8 1. «Советы по организации самообразования». Групповая консультация 2. «Инновационные оздоровительные технологии в дошкольном образовании». Мастер-класс март 2023 Ст.воспитатель

Инструктор по физ. воспитанию

9 1. «Инновационные проекты педагогов детского сада». Выставка проектов 2. «Как разработать инновационный проект». Семинар-практикум для молодых воспитателей апрель 2023 Воспитатели-наставники Ст. воспитатель
10 1. Определение направлений инновационной деятельности молодых педагогов. Индивидуальные консультации май 2023 Ст. воспитатель Воспитатели-наставники
При проведении мероприятий использовались следующие методы и приемы работы:-включение начинающих педагогов в работу творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса;

-привлечение воспитателей к изучению, обобщению, научному обоснованию, распространению и внедрению передового педагогического опыта;

-использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения;

-организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса;

-привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики.

Сложность проведенной работы заключалась в том, что у молодых педагогов встречались затруднения не только в разработке инноваций, но и в организации повседневной работы с детьми, коллегами, родителями. Поэтому мы совмещали в работе с начинающими воспитателями консультации и методическую помощь как по традиционным технологиям обучения и воспитания дошкольников, так и по инновационным. Внимание уделялось даже небольшим педагогическим открытиям молодых воспитателей, постоянно поощрялись их поиски новых форм и методов работы с детьми, при обсуждении профессиональных успехов и неудач мы обучали воспитателей самоанализу, рефлексии, а также старались в любой ситуации найти положительные моменты.

3. Заключительный этап (май 2024 г.)

На заключительном этапе мы повторно провели анкетирование на выявление готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности (Таблица 3).

Таблица 3

Уровень готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности

№ п/п Ф.И.О. Стаж Анкеты (уровень) Общий уровень Группа
1 2 3 4
1. Кобзева Е.В. 2,5 г. выше средн. выше средн. выше средн. выше средн. выше сред. «передовик»
2. Байбикова А.Ю. 2 г. выше средн. выше средн. выше средн. выше средн. выше сред. «передовик»
3. Пялькина Е.Г. 1,5 г. высокий выше средн. высокий выше средн. высокий «новатор»
4. Трифонова Т.В. 1,5 г. выше средн. выше средн. выше средн. выше средн. выше средн. «передовик»
5. Кудрявцева О.И. 1 г. средний средний средний средний средний «умеренный»
6.К Королева О.В. 1 г. средний средний средний средний средний «умеренный»
По полученным статистическим данным, члены коллектива детского сада по окончании работы над проектом по отношению к инновационной деятельности разделяются следующим образом (в процентах): высокий уровень («новаторы») – 1 педагог (16,7%), уровень выше среднего («передовики») – 3 воспитателей (50%), средний уровень («умеренные») – 2 человека (33,3 %), уровень ниже среднего («предпоследние») – не выявлен (0 %), низкий уровень («последние») – не выявлен.

Выводы и предложения:

Анкетирование показало, что у всех воспитателей наблюдаются изменения в отношении к инновационной деятельности (Гистограмма 1).

Гистограмма 1 – Сравнение готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности в январе 2023 г. и мае 2024г.

По полученным статистическим данным, члены коллектива детского сада по отношению к инновационной деятельности разделяются следующим образом (в процентах): высокий уровень («новаторы») – отсутствует (0 %), уровень выше среднего («передовики») – 1 воспитатель (16,7 %), средний уровень («умеренные») – 2 человека (33,3 %), уровень ниже среднего («предпоследние») – 2 педагога (33,3 %), низкий уровень («последние») – 1 воспитатель (16,7%). Введенная система наставничества позволила молодым воспитателям постоянно чувствовать помощь и поддержку со стороны опытных коллег.

В конце учебного года молодым воспитателям было предложено определить тематику и разработать инновационные проекты на следующий учебный год. В итоге молодыми воспитателями были представлены инновационные разработки для внедрения в практику (Таблица 4).

Таблица 4

Тематика инновационных проектов молодых педагогов

Группа ФИО воспитателя Название инновационных проектов Сроки проведения
1 младшая группа Трифонова Т.В. Проект оздоровительной технологии для детей 2-3 лет «Здоровячок» Сентябрь – ноябрь 2022 г.
2 младшая группа Байбикова А.Ю. Проект для детей 3-4 лет «Использование фольклора для развития речи детей» Сентябрь – ноябрь2022 г.
средняя группа Кобзева Е.В. Проект по ознакомлению детей 4-5 лет со сказкой и устным народным творчеством: «В гостях у сказки» октябрь – декабрь 2022 г.
старшая группа Кудрявцева О.И. Проект по воспитанию нравственных чувств у детей 6-7 лет «Маленькая страна – это моя семья» ноябрь – декабрь 2022 г.
подготовительная группа Пялькина Е.Г. Проект по ознакомлению с художественной литературой «Книга мала, да ума придала» Декабрь 2022 г.
средняя группа Королева О.В. Проект по ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром «Подружись с планетой Земля» Декабрь 2022 г.

При анкетировании и разработке проектов педагоги показали знание понятия инновационной деятельности, понимание значение инноваций для работы с дошкольниками, знакомство с инновациями педагогов со стажем на уровне детского сада, района, города, республики, страны; проявили умение использовать и внедрять инновации, разработанные коллегами, вводить новые формы и методы в работу с детьми, теоретически обосновывать возможность внедрения инноваций.

Также молодые воспитатели осознали необходимость инноваций для работы с дошкольниками, проявляют интерес к познанию и творчеству, знакомы с перспективами профессионального роста, у них есть желание использовать инновации в образовательном процессе, стремление к достижению профессионального мастерства.

Таким образом, деятельность по проекту представляется мне успешной, так как цель проекта достигнута.

В перспективе мы планируем продолжать начатую работу, поскольку возможно в перспективе к нам придут новые молодые воспитатели, которым также нужно будет определяться с тематикой инновационных проектов, без которых невозможно успешно работать в современной детском саду.

Информационные ресурсы

  • 1.Белая, К. Ю. Инновации в ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. – № 2. – С. 4 – 8.
  • 2.Бурляева, О. В. Инновационная деятельность в ДОУ Республики Мордовия / О. В. Бурляева // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С. 4–7.

3.Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshvozrast.ru/metodich/metodich01.htm

4.Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива: Справочник заместителя директора школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zam.resobr.ru

  • 5.
  • 6.Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.

7.МААМ.RU: Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-rabota-s-nachinayuschimi-vospitateljami-dou.html

8.Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: метод. пособие / А. А. Майер. – М.: Сфера, 2008. – 265 с.

  • 9.Поташник, М. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для студ. вузов / М. М. Поташник. – М.: Сфера, 2000. – 264 с.
  • 10.Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность: учебное пособие / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр,1997. – 224 с.

Приложения

Приложение А

Анкета «Восприимчивость педагогов к новому»

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

1.Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?

2.Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

3.Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

4.Вы сотрудничаете с научными консультантами?

5.Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

6.Вы открыты новому?

Приложение Б

Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает к этому? Выберите не более двух ответов.

1.Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2.Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3.Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4.Желание создать хороший, эффективный детский сад для дошкольников.

5.Потребность в новизне,

314
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!