Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука »
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука »
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.
Программные задачи:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности
- закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход);
- закрепить навыки счета в пределах 6, на основе сравнения двух групп предметов выраженных соседними числами 5 и 6; развивать умение различать цифры, соотносить количество с цифрой (1, 2, 3, 4, 5, 6).
- расширять и активизировать словарный запас дошкольников (бюджет, доход расход, товар, ценник, цена)
- закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам (отдел игрушек, продуктовый отдел, строительные товары, овощной отдел);
- развивать память, мышление, воображение
- развивать способность применять первичные экономические знания на практике
- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость трудолюбие, умение планировать свою деятельность.
Предварительная работа: проектная деятельность «Финансовая азбука».
Оборудование: телевизор, компьютер магнитная доска, видеописьма от Мультяшек, видео физминутка; дидактическая игра «Доходы» — «Расходы»; мяч; раздаточный математический материал: по шесть карточек трёх видов, картинки с цифрами от одного до шести, наборное полотно; на каждого ребенка кошельки с монетками (по шесть рублей); предметы – товары на четырёх столах: отдел игрушек (2 мягкие игрушки, 2 машинки, 2матрёшки, 2настольные игры), овощной — фруктовый отдел (в тарелочках муляжи овощей и фруктов), строительный отдел (игровые строительные инструменты), хлебобулочный отдел (игрушечные наборы
хлебобулочных изделий), вывески отделов, ценники на товарах; коробочки – кассы (для оплаты товара); корзинки для покупок на каждого ребёнка.
Ход НОД.
Мотивация.
Воспитатель:
Ребята, у нас в группе сегодня гости – воспитатели из других групп нашего детского сада.
Поздоровайтесь, пожалуйста.
Педагоги пришли посмотреть, как вы умеете заниматься полезными делами, чтобы рассказать своим ребятам какие вы молодцы.
Воспитатель:
— Ребята проходите, и присаживайтесь на ковёр.
(ребята усаживаются полукругом на ковре перед телевизором и слушают письмо — обращение)
Воспитатель:
— Я хочу сообщить вам, что к нам в группу опять пришло видеописьмо от наших друзей Мультяшек, давайте послушаем, что у них случилось:
Видеописьмо – обращение (от Мультяшек):
Нолик: — Здравствуйте дорогие ребята!
У нас опять появились вопросы про финансы!
Мы совсем запутались, что такое бюджет семьи, что такое доходы и расходы.
Мультя: — А ещё, мы не знаем что такое цена, товар и как в супермаркете заплатить за покупку товара!
Нолик: — Ребята, пожалуйста,
помогите нам разобраться в этих непростых вопросах!
Воспитатель:
— Ну, что ребята, поможем нашим друзьям и попробуем разобраться в этих вопросах.
Воспитатель:
— Ребята, вот Нолик спрашивает, что такое «Бюджет семьи»?
— А как вы думаете, что это такое?
(Ответы детей)
Воспитатель:
— Правильно, это финансы семьи! Это доходы и расходы семьи!
— А как вы думаете, откуда берутся деньги?!
(Ответы детей)
Воспитатель:
— Правильно и это будут «Доходы» семьи.
— А что такое «Расходы» семьи?
(Ответы детей)
Воспитатель:
— Правильно, ребята! «Расходы» — это оплата услуг или покупка вещей, продуктов необходимых для всех членов семьи.
Воспитатель:
— Ребята, предлагаю поиграть в игру «Доходы и расходы».
(дети с воспитателем переходят к магнитной доске)
Воспитатель:
— У нас на доске два кошелька: один полный монет, а другой – пустой! На столе лежат картинки, обозначающие «Доход» и «Расход» семьи. Ваша задача, распределить картинки. Какие картинки можно считать доходом семьи –
прикрепить к кошельку с монетами, а какие картинки – расходом семьи – прикрепить к пустому кошельку. А чтобы вы не ссорились, предлагаю разделиться
на две команды: мальчики выбирают «Доход», а девочки «Расход», а потом проверим всё ли правильно распределили.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель:
— Ребята давайте проверим, как вы справились с заданием. (дети объясняют свой выбор картинок).
Воспитатель:
— Молодцы, вы всё правильно выполнили.
Воспитатель:
— Ребята, напомните мне, где берут деньги ваши родители?
(Ответы детей)
Воспитатель:
— Правильно. Вот сейчас я предлагаю вам тоже заработать деньги за свою выполненную работу.
Предлагаю поиграть в игру «Заработай монетку»
— Прошу вас сесть за столы. Представьте, что мы с вами работаем в «Супермаркете». Я директор супермаркета, а вы будите товароведами супермаркета – это работники, которые выкладывают товар на прилавках магазина.
Посмотрите, пожалуйста, у вас на столе лежат карточки с белыми полосками – это прилавок. В коробочке карточки с предметами – это товар.
— В нашем супермаркете есть разный товар, и каждый товар в нашем супермаркете стоит 1рубель.
И у каждого из вас лежит кошелёк, для вашей заработной платы.
Я буду платить вам монетами за вашу выполненную работу. За каждое выполненное задание вы получите по три монеты – 3рубеля.
Послушайте первое задание:
Задание №1:
-На верхней полочке надо положить 1мяч. (действия детей)
-Какое количество мячей на первой полочке? (один)
— Найдите в коробочке карточку с цифрой 1 и положите рядом с карточкой – мяч.
-Сколько будет стоить мяч в магазине?
-Я сказала, что все товары стоят 1рубель.
-На вторую полочку отсчитайте и выложите 2ведерка (действия детей)
-Какое количество ведерок на второй полочке? (два)
-Какое количество машин стоит на третьей полочке? (ответы детей)
-Молодцы! Первое задание вы выполнили очень хорошо.
-И за это задание я заплачу вам по три рубля. Уберите монетки в свои кошелёчки.
И послушайте второе задание:
Второе задание:
Задание №2
— Отсчитайте и выложите на верхнюю полочку пять машинок. (действия детей)
— Какое количество машинок стоит на верхней полочке? (5 машинок)
-Найдите в коробочке цифру 5 и положите карточку с цифрой рядом с машинками.
— На вторую полочку отсчитайте и выложите столько же мячей. (действия детей)
— Какое количество мячей вы выложили на полочку? (5мячей).
— Что можно сказать про машины и мячики? (игрушек поровну, по 5)
— Добавьте один мячик. Сколько мячей теперь на полочке?
— Найдите в коробочке цифру 6 и положите рядом с мячиками. (действия детей).
-Молодцы! Вы отлично справились и с этой работой. Вот вам ещё по три монеты – по 3рубля.
Воспитатель:
-Молодцы ребята, вы добросовестно заработали свою зарплату! Вы хорошо потрудились, можно немного и отдохнуть, как после любой работы. Предлагаю сделать физзарядку с нашими друзьями Мультяшками! Проходите на ковер и встаньте поудобнее.
Видео – физминутка: «Физзарядка с Мультей»
Воспитатель:
— Ребята, как выдумаете мы на все вопросы наших друзей Мультяшек нашли ответ!
— Напомните мне, о чем спрашивала нас Мультя?
Воспитатель:
— Верно, про «Супермаркет»!
-Ребята, мы свами говорили о том, что в супермаркете много разного товара. А как вы думаете, как распределяется товар в большом магазине? Как быстрее найти нужный нам товар?
Воспитатель:
— Верно, весь товар распределяют по отделам. А какие отделы бывают в супермаркете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
— Всё верно, предлагаю поиграть в игру «Распредели товар»
(Дети стоят в кругу)
— Я буду бросать вам мяч, и называть товар, а вы должны назвать отдел, в котором этот товар можно купить:
Булочку – Хлебобулочный
Кефир — Молочный
Машинку — Отдел игрушек
Зубную щетку — Хозяйственно – бытовой
Макароны — Продуктовый
Одежда – отдел Одежды
Помидоры — Отдел овощей и фруктов
Молоток и гвозди — Строительных товаров
Таблетки — Аптечный отдел
Воспитатель:
— Молодцы! Всё правильно назвали. Ребята, а как вы думаете, мы можем зайти в магазин и просто взять всё, что мы захотим?
— А что нужно сделать?
— А как узнать, сколько стоит товар?
(Ответы детей).
Воспитатель:
— Верно. Товар в магазине продаётся по определенной цене. У каждого товара есть своя цена. Цена товара – это написанные на карточке цифры, такая карточка называется — «Ценник» (показ ценника). По ценнику мы определяем какое количество денег надо заплатить за этот товар.
Воспитатель:
Ребята, а давайте продолжим нашу игру «Супермаркет».
— И поупражняемся правильно покупать товар в магазине. Предлагаю вам стать покупателями.
— В нашем супермаркете много различного товара. Весь товар распределен по отделам. У каждого отдела весит своя вывеска.
-У каждого товара стоит «Ценник».
-И у вас есть заработанные деньги. А чтобы вам легче было выполнить задание, предлагаю разделиться по парам, по цвету кошельков.
(действия детей).
Воспитатель:
-Ребята ещё одна задача, вам необходимо купить товар в том отделе где ценники того же цвета как и ваши кошельки.
-Ребята, все готовы делать покупки?
-Предлагаю вам взять корзинки для покупок и отправиться в свои отделы нашего супермаркета.
-Ну, а теперь ваша задача выбрать товар, определить его цену и оплатить, стоимость выбранного товара. Деньги за товар положите в кассу в своем отделе.
Воспитатель:
— Ребята, вы все сделали покупки. Все справились, молодцы! А все потратили денежки? А как вы думаете, оставшиеся монетки, куда можно положить?
(Ответы детей).
Воспитатель:
— Верно, мы можем складывать монетки в «Копилку», для того чтобы накопить побольше денег и купить что – то очень дорогое, на что одной монетки не хватит.
Воспитатель:
— Ребята, я прошу вас оставить все игрушки на столе, в следующий раз мы ещё поиграем в эту игру. А сейчас прошу пройти на ковер.
— Ребята, как вы думаете, мы с вами разобрались со всеми вопросами, которые задавали нам наши друзья Мультяшки?
(Ответы детей).
Воспитатель:
— А напомните мне, о чем они спрашивали?
(Ответы детей).
Воспитатель:
— Ребята, давайте послушаем, что они нам ответят.
Видео – обращение (Ответ Мультяшек).
Рефлексия.