"Рекомендация для родителей по обучению детей дошкольного возраста чтению"
Приступать к обучению чтению следует только в том случае, когда устная речь ребенка достаточно развита, и он говорит развернутыми предложениями. Хорошо сформирован и фонематический слух. Малыш отчетливо слышит каждый отдельный звук в слове и отделяет его от соседнего. Если же речь ребенка изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, то следует в первую очередь заняться ее исправлением у логопеда.
Нужно учитывать индивидуальный ритм по освоению нового материала. Предположим, ребенку исполнилось четыре года, особых проблем с речью нет, и вы начинаете его обучать чтению, но дальше первых страниц азбуки продвинуться не можете. Вы злитесь, малыш нервничает. Отложите обучение на несколько месяцев, возможно, ваш ребенок психологически еще не созрел для методических занятий. Потом вы удивитесь, когда малыш самостоятельно за один раз прочтет то, над чем до этого вы «корпели» несколько уроков.
В основу учебника Н.С. Жуковой положен звуко-буквенный метод, являющийся традиционным для нескольких поколений россиян. Отсюда простота в использовании – что хорошо известно самому, тому легче учить другого. Методика обучения чтению дошкольников «по Жуковой» отличается логопедической направленностью. Профессиональные приемы для исправления дефектов чтения выполняют пропедевтику (предупреждение) недостатков чтения и речи.
При работе с логопедическим Букварем необходимо учесть несколько правил:
не увлекайтесь пропеванием звуков;
при чтении, обращайте внимание ребенка на то, что между словами необходимо делать паузу;
при чтении предложений, выделяйте паузами маленькие слова – предлоги и союзы;
используйте при объяснении иллюстрации – они выполнены в соответствии с образовательной целесообразностью книги.
Методика обучения чтению «от звука к букве» оправдана структурой русского языка. В отличии от английского, в котором при чтении слов необходимо соблюдать много условностей, для русского языка справедлив принцип «как вижу — так и читаю». Некоторые случаи исключений (выпадение согласной: лестница =[л'эсн'ица] и чтение гласных, не стоящих под ударением) не мешают воспринимать текст. А ошибки не ведут к искажению смысла.
Ученые заметили интересную зависимость интеллекта ребенка от алфавита. Некоторые исследователи даже считают, что в младшей школе умственное развитие школьника определяет знание букв.