Консультация для родителей "Нравственное воспитание детей в семье"

Тип статьи:
Авторская

Консультация для родителей:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»

Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.

Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Художественные произведения развивают у детей эмоциональную отзывчивость, учат правильно оценивать поступки героев. Беседы по содержанию произведений позволяют знакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают в них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), родители должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких людей.

На эту особенность в воспитании детей указывал В.А.Сухомлинский, отмечая, что «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…»

Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий, порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.

Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. От того, какую направленность характера родители стараются воспитать в ребенке – заботливую или эгоистическую – зависит его поведение в дальнейшей жизни. Характер, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Все это в ребенке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.

В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание, рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим.

Для ребенка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие.

Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома.

Многие родители стремятся постоянно пополнять игровое хозяйство ребенка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребенку важно даже небольшое участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют.

В игровом общении не допустима назидательность, иначе игра теряет свою привлекательность, воспитательную ценность, а иногда и вовсе распадается, вызывая обиды младших.

Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие.

Совместные игры обогащают игровой и нравственный опыт детей.

133
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!