​ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Общеизвестно, что игра представляет особую деятельность, которая с детских лет сопровождает человека на протяжении всей жизни. Для ребенка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности И, несомненно, эффективное средство оздоровительной физической культуры.

Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Очень важная роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. Особое значение ни имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка.

Дети в возрасте 3-5 лет в силу своих психофизических особенностей правила игры не воспринимают как закон, поэтому для них особенно важно проводить сюжетные игры и физические упражнения. Действуя согласно сюжету игры, дети учатся своевременно реагировать на определенные сигналы – звуковые и словесные. Эти ориентиры помогают ребенку выполнять игровую задачу, своевременно переключаться с одного действия на другое.

Условия проведения подвижных игр

Подвижные игры оказывают благотворительное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе, в результате которых усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Поэтому работники ДОУ должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Для детей третьего года жизни в дни проведения физкультурных занятий длительность подвижных игр может быть 6-8 минут; в другое время (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 минут.

А вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности – с текстом, пением, хороводные – длительностью 5-10 мин. Наиболее благоприятные сезоны для подвижных игр на воздухе – поздняя весна, лето и ранняя осень. Для этого времени характерна игровая деятельность с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако и летом, в прохладную погоду, проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, устают и у них пропадает желание играть.

Значительные затруднения вызывают проведение подвижных игр с детьми на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже четырехлетним дошкольникам, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем трехлетние дети, играть в такой одежде трудно В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбы и не слишком быстрым бегом. Удобнее играть небольшими подгруппами.

Подвижные игры – обязательная часть занятий физической культурой. Ни проводятся после упражнений в основных движениях в целях повышения физиологической нагрузки и эмоциональности участников. Для этого подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем что время их проведения несколько ограничивается рамками занятий, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одну и ту же игру можно повторить на 2-3 занятиях подряд, затем провести новую, а через несколько занятий снова возвратиться к первой игре.

В одно занятие физической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная, — в основную часть, вторая, боле спокойная, — в заключительную; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

Зимой чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения: скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, коньках, ходьбе на лыжах, и в сочетании с ними – подвижные игры. Игры зимой на воздухе доставляют детям огромную радость и проводить их следует с целью оздоровления и закаливания.

Сегодня каждый второй школьник имеет плохую осанку. Это не только косметическая проблема, но и функциональная, потому что состояние позвоночника по принципу обратной связи отражается на состоянии различных внутренних органов, вызывая сначала дисфункцию, а затем и патологические изменения.

Осанка является также отражением физического состояния ребенка, характеризующим общий уровень его здоровья и развития.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ

ОСАНКИ И СКОЛИОЗАХ

1. «Тише едешь дальше – будешь» — после этих слов, когда водящий поворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении «крылышек».

2. «Пятнашки» с мешочком с песком на голове (условие – во время игры не уронить мешочек).

3. Сидя на гимнастической скамейке эстафета с передачей мяча самовытяжением (после передачи мяча принять положение рук «крылышки», выполняя самовытяжение сидя, то есть движение руками вниз и назад, при этом тянуться теменной частью головы вверх).

4. Игра «Горячий мяч» — лежа на животе в кругу, руки в «крылышки», разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в и.п.

5. Стоя попарно, броски мяча от груди с сохранением правильной осанки.

6. То же – во время движения (перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши).

7. «Кто быстрее» — попарная переброска мяча в движении. Задача: третий игрок старается перехватить мяч.

8. Попадание в цель — броски мяча в кольцо с разного расстояния поочередно каждой рукой.

9. «Гонка мячей по кругу» — играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

10. «Охотники и утки» — все играющие делятся на две команды. Одна команда – охотники, другая – утки. У охотников – мячи, которыми они «стреляют» в уток, утки разбегаются, уворачиваются от мяча.

11. Пятнашки в колено — кистевом положении.

12. Пятнашки с мячом – перекатывая по полу головой набивной мяч в колено – кистевом положении, запятнать им других, находящихся в том же положении.

13. «Мяч от себя» — две команды располагаются в шеренгах друг против друга на расстоянии 3 м одна от другой. У одной из команд имеется 3-5 мячей. Задача – скорее избавиться от мячей, перекатив их в противоположную команду. Выигрывает а команда, у которой по сигналу остается меньше мячей.

14. «Море волнуется» — дети свободно передвигаются по залу, произнося: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в исходном положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжением.

15. «Лягушки и цапля» — лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках, по сигналу «Цапля идет!» все замирают в той позе, в которой их застал сигнал. Цапля шагает между лягушками, высоко поднимая ноги и сохраняя правильную осанку. Пошевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка становится тоже цаплей. Веселье на лугу возобновляется до следующего сигнала.

16. «Слепые котята» — двое детей (котят) стоят рядом, закрыв глаза на расстоянии вытянутой руки. Остальные дети (мышки) по сигналу на четвереньках или по-пластунски проползают между стоящими. Стоящие котята, не открывая глаз, пятнают мышек. Запятнанная мышка становится слепым котенком, а котенок становится мышонком.

17. «Выше земли» — по сигналу все дети, бегающие по залу, должны найти себе место «выше земли» (на скамейке, гимнастической стенке, стуле и пр.), сохраняя при этом правильную осанку. Водящий пятнает того, кто не успел занять место «выше земли».

18. «Мышеловка» — дети, взявшись за руки, образуют круг с поднятыми вверх руками. Оставшиеся четверо-пятеро детей, тоже взявшись за руки, пробегают через круг зигзагами между стоящими. По сигналу мышеловка захлопывается, то есть стоящие опускают руки и приседают. Застигнутый в кругу присоединяется к стоящим.

19. Эстафета с мячом – какая команда быстрее докатит головой фитбол от старта до финиша.

20. «Переправа» — какая команда быстрее доберется от старта до финиша с помощью различных предметов (скамейки, медицинбола, бревна, мата), не касаясь пола ногами.

21. Игра-эстафета – группа детей делится на две команды; передача мяча руками в колонне над головой.

22. «День и ночь» — по команде водящего «день» все играющие перемещаются по залу в любом направлении и темпе, по команде «ночь» дети останавливаются, принимая правильную осанку.

23. «Самый меткий» — ведение баскетбольного мяча с броском в кольцо, выполняется три попытки, отмечаются самые меткие игроки.

24. «Перекати мяч» — группа детей делится на две команды, располагающиеся параллельно в две колонны – перекатить мяч между ног от нарастающего до замыкающего колонны (ноги на ширине плеч).

25. «парный волейбол» — играющие делятся на пары и играют в волейбол парами.

26. «Китайские пятнашки» — водящий догоняют убегающих детей, которые принимают положение полуприседа, руки в «крылышки», чтобы их не запятнали.

27. «Мой домик» — убегающие от водящего дети спасаются от пятнашек в домике – становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.

28. «Дети и обезьяны» — дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии вытянутой руки одна шеренга от другой. Первая шеренга выполняет роль «детей», вторая – «обезьян». По команде преподавателя «дети» выполняют коррегирующие упражнения, а «обезьяны» повторяют за ними, затем шеренги меняются местами.

29. «Змейка» — стоя в затылок друг за другом, руки на плечах впередистоящего, последний в «змейке» должен поймать первого; затем наоборот.

30. «Ручеек» — дети распределяются парами, становятся в затылок друг за другом, поднимая руки вверх, образуя «туннель»; оставшийся один ребенок проходит через «туннель», расцепив пару, и становится с напарником впереди «туннеля». Так ручейком дети парами проходят через «туннель».

ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (неправильная осанка, плоскостопие, искривление ног и т.д.) достигается при выполнении упражнений, включающих ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазанье. Игры, которые лечат, направлены на укрепление мышц спины, ног, рук, брюшного пресса и позволяют развивать ловкость, быстроту реакции, координацию, выносливость.

«Пожарные на учении». На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стеки проводится черта. На каждом пролете стенки наверху, на одной и той же высоте, подвешивается колокольчик. Воспитатель делит группу детей на 3-4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). Первые участники из каждого звена строятся на черте лицом к гимнастической стенке, поднимаются по ней и звенят колокольчиком, затем спускаются и возвращаются к своему звену. Воспитатель отмечает, кто первый позвенел. Затем на линию выходят следующие игроки и повторяют упражнение. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание по одному разу. Выигрывает то звено, где оказалось большее число детей, успевших позвенеть первыми.

ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Восстановление здоровья происходит особенно эффективно на свежем воздухе. Необходимо учитывать, что дети, имеющие осложнения после болезней дыхательной системы (ринит, гайморит, бронхит, общие бронхолегочные заболевания), временно освобождаются от занятий физической культурой. Поэтому им особенно полезно гулять на свежем воздухе, а закаливание проводить постепенно: начинать с обтирания, холодных ванночек для ног, прогулок, переходя к подвижным играм на свежем воздухе.

«Снежная карусель». Взявшись за руки, дети встают вокруг снеговика – это «снежинки». По сигналу воспитателя они начинают водить хоровод сначала медленно, потом все быстрее, в конце уже бегут. После того как игроки пробегут по кругу несколько раз, воспитатель говорит: «Ветер изменился, снежинки полетели в другую сторону». Игрок замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сначала они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока воспитатель не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение «снежной карусели» замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Эти игры проводятся с целью создания хорошего настроения, развития внимания, снятия напряжения нервной системы и утомления Здесь же представлены занятия игрового характера.

«Зайцы в огороде». Поперек площади ставят 2-3 гимнастические скамейки – это «забор». С одной стороны «забора» — «поляна», на которой резвятся «зайцы» (дети), с другой — «огород», где «растет капуста». Порезвившись на «поляне», «зайцы» перелезают через «забор» или подлезают под него и «лакомятся капустой». Когда все «зайцы» попадают в «огород», воспитатель говорит: «Сторож идет!», и «зайцы» убегают на «поляну», перепрыгивая через «забор». Проигравшим считается тот, кто неправильно выполнил прыжок или последним покинул «огород». Игра повторяется 4-5 раз.

129
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!