Сотрудничество ДОУ и семьи по вопросам безопасности жизнедеятельности дошкольников
Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным. Именно по- этому в настоящее время уделяется этому большое внимание, начиная с дошкольного возраста. Основная наша цель- подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной, социальной. Мы воспитываем у ребёнка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, на улице, на дороге и т. д. Если следовать определённым правилам поведения, соблюдать их и учить этому ребёнка с ранних лет, мы защитим себя и своих детей от многих проблем.
На протяжении всего учебного года нами ведется работа по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников.
В ходе планомерной и целенаправленной работы с дошкольниками при использовании всех средств системы воздействия: занятия, ситуации и ситуации — провокации, рифмованных правил, минуток безопасности, игровых обучающих ситуаций, дидактических игр, подвижных игр, экскурсий, с родителями,возможно осуществлять эффективно-результативную работу по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников.
Работа по пожарной безопасности занимает особое место в воспитательно — образовательном процессе дошкольного учреждения. Цель проведения мероприятий по пожарной безопасности — систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, учить правилам поведения при пожаре, повысить внимание родителей к изучению правил пожарной безопасности и мер профилактики в быту.
В течении всего периода мы проводили беседы, учили правилам поведения при пожаре; объясняли важность и необходимость знаний о себе: фамилию, имя, домашний адрес, номер телефона, учили набирать номер пожарной службы; формировали навыки общения с «дежурным по пожарной части» в экстренной ситуации ( в игровой форме).
Так же в работе по пожарной безопасности, мы использовали:
а)Дидактические игры:
«Что необходимо пожарному»,
«Можно – нельзя»,
«Предметы-источники пожара»,
«Горит не горит» и др.
б) Подвижные игры («Кто быстрее», «Быстрые и ловкие» и другие).
в) Сюжетно-ролевые игры
«Мы пожарные», драматизация «Кошкин дом», и др.
При организации сюжетно — ролевой игры использовались игровые обучающие ситуации, которые наиболее приемлемы в процессе ознакомления детей с правилами безопасного поведения.
г)Занятия-беседы.
«Пожарный-профессия героическая», «Спички не для игры», «Что нельзя делать в отсутствие взрослых?», «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки» и др.
д)Ознакомление с научно-популярной и художественной литературой.
В.Маяковский «Кем быть?».
Е. Хоринский «Спичка-невеличка».
К.Чуковский «Путаница».С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
Ребята составляли рассказы на темы: «Откуда может прийти беда?», «Почему это случилось?», а так же рассматривали плакаты, иллюстрации по тематике.
Так же воспитанники приняли участие в XVIреспубликанском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина».
Для родителей воспитателями были разработаны консультации и памятки, такие как: «Профилактика пожарной безопасности», «Безопасность детей в быту».
На протяжении длительного времени в группе ведется систематическая работа по обучению воспитанников правилам дорожного движения. Цель данных мероприятий — воспитание культуры поведения на улице, формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте. По правилам дорожного движения нами были проведены:
а)Дидактические игры
« Подбери знак»
«Говорящие знаки»
«Автошкола»
«Занимательная дорожная азбука»
«Узнай как»
«Безопасный путь»
«На островке»
«Загадочное лото»;
б)Подвижные игры
«Цветные автомобили»
«Лошадки»
«Стоп»
«Три сигнала светофора»
«Горелки»
в)Сюжетно- ролевые игры
« Регулировщик»
«Я -пешеход»
«Автошкола»;
г)Занятия-беседы.
«Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились», «Участники дорожного движения», «Правостороннее, одностороннее движение транспорта», «Как рождаются опасные ситуации на дороге», «Когда мы пассажиры», «О чем говорят дорожные знаки?», «Мы – пассажиры», «Перекресток».
д)Чтение художественных произведений.
Г. Юрмин « Любопытный мышонок»
Л. Гальперштейна «Заборик вдоль тротуара», «Трамвай и его друзья»
В.Семирнин «Запрещается- разрешается»
И. Лешкевич «Гололед»
А. Северный «Светофор»
е) Просмотр видеофильмов
«Пассажиром быть не просто»
В уголке информации для родителей размещаются консультации и памятки: «Азбука пешехода», «Засветись» на дороге», «Автокресло- важнее всех игрушек».
По обучению детей правилам элементарного безопасного поведения дома, на улице и в общественных местах, нами были проведены мероприятия:
— Беседа «Чрезвычайные ситуации в доме»;
— Беседа «Кто может предоставлять опасность для окружающих»;
-Рассматривание альбома «Лекарственные и ядовитые растения».
Для родителей воспитателями были разработаны консультации и памятки: «Безопасность детей в новогодние праздники», «Безопасноcть детей во время зимних каникул», «Осторожно- открытое окно».
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.В рамках данного направления с детьми проводились мероприятия: беседа «Безопасный интернет», просмотр презентации «Дети в интернете». Для родителей подготовлены консультации: «Компьютерная зависимость детей. Что делать?», «Информационная безопасность детей».
Так же в рамках безопасности на водных объектах в осенне-зимний и весенний период 2018-2019 г. в подготовительной к школе группе были проведены мероприятия, направленные на повышение уровня знаний детей
— Беседы на тему: «Чтобы не было беды- будь осторожен у воды», «Осторожно: тонкий лед!».
— Чтение художественной литературы по теме.
— Рассматривание иллюстраций о правилах поведения на водоемах в осеннее-зимний и весенний периоды.
— «Не зная броду – не суйся в воду!» (решение игровых и проблемных ситуаций).
— Показ видеофильма о безопасности на воде, о деятельности водолазов-спасателей.
Для родителей подготовлены памятки и консультации: «Правила поведения и меры безопасности на водоеме в осенне-зимний период», «Осторожно, ледоход», «Меры безопасности во время весеннего паводка».
Работа по формированию навыков безопасного поведения у детей, как уже было сказано выше, осуществляется в тесном взаимодействии с родителями. Для родителей разрабатываются консультации, памятки, так же родители принимают активное участие в совместных конкурсах с детьми. Мы должны помнить, что в рамках дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка. Здесь нам следует заручиться поддержкой родителей, которым мы объясняем, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил безопасности ребенок должен не просто их выучить, но и видеть, как они действуют в реальной жизни. В условиях детского сада существует прямая угроза, что многие необходимые и доступные детям правила безопасности останутся на уровне знаний, на уровне теории. Это вызвано спецификой дошкольных учреждений. Например, детям трудно осознать правила пользования газовой или электрической плитой, если в помещении группы таковой нет. Но у каждого она есть дома. И таких примеров можно привести великое множество.