Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
Кулакова Ольга Владимировна, учитель-логопед СП «Детский сад №2 «Улыбка»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
«Здоровье детей — здоровье нации!». Это высказывание имеет место во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Как известно, по ФГОС, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, является приоритетным направлением.
Проанализировав статистику, я пришла к выводу, что здоровье ребёнка зависит от генетики, от условий окружающей среды, от работы медицины и от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Как показывает практика и опыт моей работы, здоровье детей напрямую зависит от слаженной работы педагогов и родителей.
Конечно не секрет, что в современном мире педагогический процесс постоянно развивается и обогащается новыми, интересными и полезными технологиями. Здоровьесберегающие технологии затрагивают все направления работы ДОО и нацелены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Обучая детей, я применяю здоровьесберегающие технологии для развития и дальнейшей социализации детей в обществе. Каждое мое занятие не похоже на предыдущее, и все его составные части, я стараюсь выстраивать в последовательную цепочку, которые проходят через все виды деятельности.
Дыхательная гимнастика – это важный физиологический процесс, который необходим для развития речевого дыхания. Выполняя дыхательную гимнастику с детьми, я стараюсь решить следующие задачи:
- оснащение организма детей кислородом, улучшение обменных процессов;
- повышение жизненного тонуса ребенка, устойчивости к заболеваниям;
- повышения психоэмоционального состояния организма;
- достижение длительности выдоха.
Детям нравится выполнять упражнения на дыхание. Они учатся делать вдох через нос и длительный выдох через рот, не надувая щеки. Оборудование для развития дыхания очень яркое и разнообразное и является частью предметно-развивающей среды (поддувалочки, ветерки, мыльные пузыри, различные тренажёры). Проводим мы дыхательную гимнастику в различных формах оздоровительной работы, во время разминки, после тихого часа, на физкультурных минутках, в хорошо проветриваемом помещении.
Артикуляционная гимнастика нужна для развития правильных и четких движений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного звукопроизношения. Артикуляционную гимнастику в старшей группе провожу по 10-12 минут ежедневно. Считаю, что и в младшем дошкольном возрасте тоже необходимо заниматься с органами артикуляции. Поэтому постоянно даю рекомендации-консультации воспитателям младших и средних групп по данной теме.
Динамические паузы или физминутки необходимы для понижения усталости у детей во время непосредственной образовательной деятельности. После проведения паузы, я наблюдаю у детей стойкое повышение работоспособности.
Су Джок терапия — это интересный, необычный и наилучший метод помощи детям. Благодаря колючим шарикам и колечкам, дети с удовольствием массируют пальцы и ладони, что положительно влияет на весь организм. Моим детям очень нравится такой самомассаж, они с большим интересом выполняют упражнения и легко запоминают текст, делая движения.
Во время цифровых технологий, глаза наших детей воспринимают большую нагрузку. Поэтому, чтобы не было серьезных проблем со зрением, необходима Гимнастика для глаз. Для ее проведения нет специальных требований. Чаще всего во время проведения зрительной гимнастики дети встают со своих мест, при выполнении упражнений голова не двигается (могут быть исключения в правилах). Проводится 2-4 минуты. Провожу ее во время занятий, для снятия напряжения с глаз, после работы с интерактивной доской.
Пальчиковая гимнастика повышает работоспособности коры головного мозга и активизирует речь ребенка. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также и во время занятий, конечно же соблюдая тематическое планирование.
Работая над данной темой, я пришла к выводу:
- Здоровьесберегающие технологии — это необходимая часть педагогического процесса в дошкольном общеобразовательном учреждении, работая в системе, создаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического здоровья как детей, так и взрослых.
- Здоровьесберегающие технологии повышают эффективность коррекционной работы, помогают сберечь детям здоровье и способствуют физическому и психическому развитию ребёнка.