Конспект открытого логопедического занятия с использованием мнемотехники по теме: «Лето»

Дошкольное образование

Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР с использованием мнемотехники по теме: «Лето»

ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАНЯТИЮ: презентация «Лето»

Цель: создать условия для развития связной речи детей.

Задачи:

Коррекционно–образовательные:

-обобщить и уточнить представления детей о лете;

— расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни

насекомых;

-углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой

природе;

— закреплять навык звукового и слогового анализа;

— учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения;

— совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн.числа в Р. п., подбирать антонимы.

— совершенствовать умение разучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицу;

— совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемодорожки.

Коррекционно–развивающие:

— развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;

-развивать память, мышление;

-развивать логическое мышление;

-продолжать развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно–воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией по занятию, мнемодорожка, мнемотаблица, набор для составления звукового анализа, мяч, раскраски.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: — Дети, отгадайте загадку:

В чистом небе солнце светит ярко,

можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали? Ну, конечно–это… лето.

-Давайте мы сегодня поговорим о лете.

-Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом?

Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)

II. Основная часть.

2. Упражнение «Подбери признаки».

Логопед: — Лето прекрасное время года.

На экране интерактивной доски появляются изображения: солнца, неба, травы, птиц, воды в реке.

А какое солнце летом? — яркое, теплое, горячее, ласковое.

Небо? –голубое, высокое, светлое ...,

Трава? –мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая ...,

Птицы? –сытые, веселые, радостные, проворные...,

Вода в реке? –голубая, прозрачная, теплая, приятная…

Почему вода в реке теплая?

3.Выделение первого звука в слове.

Логопед: — Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.

Слова: Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, река.

-Вспомните свое слово и назовите первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?

4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).

Логопед: — Разделите свое слово на слоги (отхлопали). Вспомним правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?

5.Упражнение «Составь предложение, а потом рассказ» с опорой на мнемодорожку.

Логопед: — Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.

Ребенок называет слово, на интерактивной дорожке появляется мнемоквадрат с изображением. В конце, когда дети назовут свои слова и предложения, на доске выстроится мнемодорожка.

— А теперь с опорой на мнемодорожку, выйдите и составьте рассказ о лете.

Дети выходят, составляют рассказ, глядя на мнемодорожку.

— У нас получился отличный рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»

6.Физкультминутка. «Речка».

-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке?

Выходите в круг.

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре–вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе–раз, это брасс. Одной, другой–это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

7.Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов).

Логопед: -Ребята, летом много насекомых и паучков, и они все такие разные.

— Посмотрите на интерактивную доску и подберите слова антонимы. На доске появляются изображения насекомых, дети составляют предложения с антонимами.

-Комар маленький, а бабочка… (большая).

У бабочки усики длинные, а у пчелы (короткие).

У осы крылья узкие, а у шмеля (широкие).

Муха вредное насекомое, а пчела (полезное).

Стрекоза большая, а мошка (маленькая).

Муравей полезное насекомое, а комар (вредное).

У шмеля спинка мохнатая, а у осы (гладкая).

У комара спинка тонкая, а у шмеля (толстая).

У мухи ножки короткие, а у кузнечика (длинные).

У пчелы ножки толстые, а у комара (тонкие).

У стрекозы спинка узкая, а у жука (широкая).

-Какие вы молодцы! Давайте поиграем.

8. Упражнение «Один–много».

Логопед: сейчас я вам называю одно насекомое, а вы мне много. На доске появляются изображения насекомых, сначала одного, потом много.

Оса–много ос, жук–много жуков ...

(пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель).

9.Игра «Тут, конечно, каждый знает ...».

Логопед: — Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?

Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).

-Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.

-Если они растут на лугу–они (какие?)… луговые,

В поле – они (какие?) — полевые,

в лесу – они (какие?) — лесные,

в саду – они (какие?) — садовые.

-Какие садовые цветы вы знаете?

Дети отвечают.

10. Звуковой анализ слова РОЗА.

Логопед: посмотрите на экран, а этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.

Дети выкладывают звуковую схему слова РОЗА.

Какой первый звук в слове? (согласный твердый).

Звонкий он или глухой?

Проверим.

Какой кружок выложим?

Какой второй звук? (гласный). Проверим, есть ли преграда для воздуха.

Какой кружок выложим? Какой третий звук?

Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?

Молодцы! Справились с трудным заданием!

11.Разучивание стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза с опорой на мнемотаблицу.

Логопед: — Ребята, послушайте стихотворение про лето. Хотите его разучить? Разучивать мы будем с опорой на мнемотаблицу. Посмотрите на нее.

На экране появляется мнемотаблица.

Сначала дети повторяют за логопедом по одной строке, с опорой на мнемотаблицу. Затем одно слово логопед, а следующее слово дети. Затем одну фразу логопед, а следующую фразу дети. А затем все вместе весь стих. Далее логопед предлагает выйти и самостоятельно рассказать стихотворение одному ребенку с опорой на мнемотаблицу. Дети по желанию рассказывают стихотворение.

«Я рисую лето» П. Прануза

Я рисую лето – а какого цвета?

Красной краской — солнце, на газонах розы.

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской – небо и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето – Очень трудно это…

— Какие вы молодцы!

III. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, скажите, о каком времени года мы сегодня говорили?

За что вы любите лето?

Что вам в занятии понравилось больше всего?

А что -то вызвало затруднения?

Молодцы! Все занимались замечательно, старались, отвечали!

За ваше старание я дарю вам раскраски про лето!

449
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!