Опытно – экспериментальный проект «Моё сердце»

Актуальность темы: дошкольный возраст очень важный период для ознакомления детей со строением собственного тела, формирования физической культуры, а главное, желания поддерживать здоровье своего организма. Поэтому в последнее время актуальным становится проведение, как в детском саду, так и дома всевозможных бесед, игр, занятий, направленных на формирование у детей представлений об организме человека.

Цель проекта: изучение сердца и системы кровообращения человека.

Задачи проекта:

— сформулировать представления о строении и работе сердечнососудистой системы;

— сформулировать понятие кровообращения, представления о назначении кровяных клеток;

— определить важное назначение физических упражнений, правильного питания и доброго отношения к миру для здоровья своего сердца;

— применение и приобретение новых знаний путем собственной исследовательской и продуктивной деятельности;

Направленность проекта: валеологическое воспитание дошкольников через ознакомление со своим организмом.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

-изучение интереса участников для определения цели и задач проекта;

-сбор и анализ методической и художественной литературы;

-разработка сетки содержания работы;

-изготовление иллюстраций, плакатов, дидактического пособия по теме исследования.

II. Организационно-практический:

-запуск и апробация различных форм работы, опытно – исследовательская деятельность.

III. Презентационный:

-выставка продуктов детской деятельности;

-совместная оценка этапов реализации проекта.

IV. Контрольно-рефлексивный:

подведение практических итогов реализации проекта.

Предполагаемые результаты:

— повышение уровня знаний о сердце и системе кровообращения человека;

— стремление к здоровому образу жизни, желанию заботиться о своем организме;

— сформированное доброе, понимающее отношение дошкольников к людям с проблемами в здоровье.

Формы и методы работы:

— беседы;

— наблюдения;

— дидактические игры;

-чтение художественной литературы;

-игры — занятия;

-опытно-исследовательская деятельность.

Практическая значимость: разработан цикл мероприятий по валеологическому воспитанию дошкольников.

Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатель.

Сроки реализации: в течение месяца.

Проект состоит из трёх блоков:

1 блок «Строение и работа сердца»

2 блок «Кровь, из чего она состоит?»

3 блок «Здоровое сердце»

Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. Нами были разработаны: дидактическое пособие «Путешествие крови из левого домика в правый», плакаты-иллюстрации «Эритроциты переносят кислород», «Работа клеток крови – тромбоциты», «Работа клеток крови: лейкоциты защищают наш организм от врагов».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Iблок «Строение и работа сердца»

Цель: познакомить со строением, работой сердца. Вызвать интерес к изучению данной темы, развивать исследовательские способности.

Планирование работы:

конструирование и лепка из книги Г.Юдина «Главное чудо света».

рисование: «Моё сердце!»

Цель: поддерживать интерес к познанию своего тела.

сюжетно-ролевая игра:«Больница».

Цель: воспитывать уважение к профессии врача, понимать её огромную роль
и важность для каждого из нас.

беседа:«Как работает сердце человека»

Цель: познакомить детей с назначением и работой сердца.

работа с дидактическим пособием: «Путешествие крови из левого домика в правый».

опыт: «сожми кулак – сердце сжимается, разомкни кулак – сердце выдавливает кровь».

-опыт: «Прослушивание пульса».

— опыт с прозрачной трубочкой от медицинской системы.

-опыт: «Я слышу, как бьётся сердце» с использованием фонендоскопа.

IIблок: « Кровь, из чего она состоит? »

Цель: формирование представлений о своем организме через исследовательскую деятельность. Дать представления о крови, её составе и функциях.

Планирование работы:

-опыт: «Сколько крови находится в организме человека?», «Переливание из резиновой груши по трубочкам…»

-изготовление макета: «Модель клеток крови»

-беседы по наглядным иллюстрациям: «Функции клеток крови».

-рисование: «Волшебные человечки крови».

-дидактическая игра: «Назови правильно, какую работу выполняют волшебные человечки крови».

-дидактическая игра: «Оказание первой помощи при порезе».

Цель: учить грамотно оказывать помощь при порезе, объяснить ценность крови для человеческого организма.

IIIблок: «Здоровое сердце»

Цель: данный блок позволит понять и определить «Правила здорового сердца». На данном этапе у ребёнка должны сформироваться понятия о необходимости физических упражнений, правильного питания для сохранения здоровья своего организма. Важным должен стать вывод о том, что здоровье сердца зависит от доброты, внутреннего эмоционального духовного мира человека.

Планирование работы:

- беседа: «Что же бьётся там в груди».

Цель:

— обучить правилам, при которых сердце сохраняется здоровым;

— формировать интерес и осознанное отношение к выполнению физических упражнений;

— воспитывать в детях потребность к здоровому образу жизни.

-опыт: «Влияние физический упражнений на ритм сердца».

-опыт: «Сильное и слабое сердце».

-коллективная аппликация: «Правила здорового сердца».

Цель: помочь детям красиво и правильно оформить стену «Правила здорового сердца».

-дидактическая игра: «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

-дидактическая игра: «Наполни баночку витаминами».

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

-дидактическая игра: «Делаем зарядку».

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

-дидактическая игра: «Опасно — не опасно».

Цель:

1.Учить детей выделять опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих.

2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации.

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях.

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

-пособие: «Виды спорта».

-стихи, пословицы о здоровом образе жизни.

-чтение художественной литературы:

1.Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
Цель: дать детям представление о людях с крепким и «живым» сердцем; вызвать желание быть похожими на людей с отзывчивым сердцем.

2.Кнышев В. «Три сестрёнки» стихотворение.

Цель: формировать желание делать добро по велению своего сердца, ничего не ожидая взамен.

3.Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Цель: формировать умение не бояться препятствий в своей жизни, стойко преодолевать трудности, тренировать «бесстрашное сердце».

4.В.Катаев «Цветик – семицветик».

Цель: воспитание культуры сердца (горячее, отзывчивое, милосердное и т.д.). Настраивать на желание понимать другого человека, стремление сделать ему приятное.

5.Сказки О.Уайльд «Мальчик – Звезда» и А.С.-Экзюпери «Маленький принц».

Цель: воспитывать доброту сердца и души.

-проблемная ситуация: «Что надо Бабе – Яге, чтобы стать добрее».

-аутотренинг: «Просим милосердия и сердечного тепла у Солнца».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

« МОЁ СЕРДЦЕ»

«Увлекательное путешествие по нашему организму»

Ребёнку предлагается прислушаться к биению своего сердца.

-Что ты слышишь? Хотели бы вы увидеть, как выглядит ваше сердечко?

Для начала мы превратимся в крошечных человечков и отправимся путешествовать по твоему организму.

Итак, закроем глаза и поплывём по волшебной реке красного цвета, которая называется кровью. Слышишь, этот стук. Он все ближе и ближе. Вот мы и подплыли к прекрасному замку, именно оттуда доносится этот стук. А замок этот называется «сердце», а стук – биение нашего сердца.

Наше сердце размером с кулачок или апельсин: сожми кулачок. Возьми апельсин – такого размера твое сердце. Давай заглянем внутрь замка и посмотрим, что же там находится.

Сердце внутри не пустое, а очень сложное и удивительно интересное. Оно разделено пополам стенкой на две двухэтажные квартирки, потому что над каждой комнаткой есть маленькая прихожая, эти квартирки называют камерами. В левую прихожую всегда приходит в гости только алая, богатая кислородом кровь, а в правую — только темная, с углекислым газом.

Как только кровью наполнятся прихожие сердца, оно сжимает их и выдавливает кровь через специальные чудесные дверки в комнатки (опыт: сожми кулак – сердце сжимается, разомкни кулак – сердце выдавливает кровь).

А чудесные они потому, что открываются только вовнутрь. Когда же сердце начинает сжимать наполненные кровью комнатки, дверки захлопываются и гости покидают сердце через другие выходы отправляются в увлекательное путешествие по нашему организму.

Стенки левой комнатки толще и сильнее правой для того, чтобы как можно мощнее вытолкнуть алую кровь в длинный и тяжелый путь по всему телу. Из левой комнатки кровь бежит по самой большой реке, которая называется «Аорта». Кровь выбрасывается с такой силой, что трубы этой реки начинают колебаться, растягиваться. Это колебание можно услышать, если приложить палец к виску, запястью. Это наш пульс (опыт: «Прослушивание пульса»).

Опыт «Система кровоснабжения»: нужна пластиковая бутылка, подкрашенная вода и три трубочки для коктейлей. Трубочки должны быть воткнуты с трех сторон в бутылку. Вокруг трубочек приклеивается пластилин,чтобы не попадал воздух. Надувается отдельно шарик. Под соломинками должна быть емкость, чтобы жидкости не выливалась. Шарик надувается и аккуратно надевается на горлышко бутылки. Напоминает это кровоснабжение организма. Вода ниже уровня трубочек. Наша система кровообращения очень сложная. Сердце создает небольшое давление, а кровь проходит по всем сосудам.

Из реки «Аорта» кровь переходит в реку «Артерия», а дальше в маленькие ручейки «Каппиляры», из каппиляров кровь переходит в реку «Вена» и возвращается в правый домик сердца. Давай посмотрим, как кровь путешествует по трубам рек (опыт с прозрачной трубочкой от медицинской системы ).

А из правой комнатки темная кровь идет в легкие. Менять углекислый газ на кислород. Из легких, после короткого путешествия, темная кровь возвращается опять алого цвета, богатой кислородом и вновь попадает в сердце, только уже в левый домик, а в правый попадает кровь, которая прошла по всему телу, поменялась с клетками на углекислый газ и превратилась из алой в бордовую.

И получается, что кровь все время ходит в гости из левого домика в правый, а из правого в левый.

Однажды случилось беда, труба у реки «Аорта» испортилась и стала уже. Красной реке стало тяжело путешествовать по твоему организму. Волшебные человечки твоего организма стали думать, как же починить эту трубу. Это оказалось для них сложным и, поэтому, они позвали на помощь хороших докторов, которые быстро справились с этой работой. Вскоре красная река свободно начала путешествовать по твоему организму. Встречаются разные болезни сердца, которые лечат хорошие врачи. А нам нужно бережно относиться к своему организму. Об этом мы поговорим позже.

А сейчас узнаем, из чего же состоит наша кровь? В нашей крови можно встретить миллиарды крошечных человечков белого, красного и темно-красного цветов, которые постоянно движутся и выполняют каждый свою работу.

Белые защитники нашего организма

Давай вспомним, что происходит, когда мы пораним и загрязним палец. Сначала у нас образуется небольшой нарыв с маленькой головкой, из которого вскоре вытекает капелька гноя, а после этого начинается заживление. Кто же нам помогает и заживляет наш палец? Оказывается, в крови есть наши защитники – белые человечки, которые сражаются с микробами, которые попадают в ранку при порезе. Когда микробы попадают в тело человека, то начинают уничтожать все вокруг себя. И вот ваши белые смелые человечки бесстрашно врезаются в полчища черных врагов. Белые человечки вплотную подходят к целой сотне врагов и… изогнувшись, как гусеница, окружают собой всю сотню, втягивают в себя и… съедают! Этих человечков ученые назвали пожирающими.

Но бой продолжается! Через царапину наружу выходит много крови, гибнут в неравной схватке наши защитники, но, даже погибая, они выделяют особое вещество, которое тоже убивает захватчиков. Миллионы погибших белых человечков скапливаются по краям ранки и постепенно закрывают ее собой. Эта белая, защитная стена из мертвых воинов, сквозь которую не пролезет ни один микроб, называется гноем. Поэтому нам он не враг, как думают многие, а наш друг.

Красные «торговые работники»

Больше всего в крови красных человечков. В одной капле их несколько миллионов! Из-за них наша кровь красного цвета. Красные человечки — этоторговые работники. В далекой стране Легкие они загрузились ценнейшим для нас товаром — воздухом, который дороже золота, бриллиантов и вообще всех сокровищ мира!

Как только они вплыли в тонюсенькие капилляры, началась бойкая торговля. Вернее — обмен. Красные торговые работники сквозь тончайшие стенки капилляров менялись с клетками. Они отдали клеткам воздух, а клетки взамен отдали отработанный, никому не нужный углекислый газ, который мы выдыхаем, да еще и отходы вернули от еды, топлива и стройматериалов.

И вот, ярко-красные человечки, отдав кислород клеткам, загрузили все отходы, и превратились в темно-красные и не очень нарядные. Но все равно, довольные таким обменом, они везут свои сокровища опять меняться с легкими на кислород, а с печенью — на другие ценные вещи.

Маленькие красные «ремонтные работники»

Маленькие ремонтные работники тоже нужны людям, если бы не они и их работа, даже из самой малюсенькой ранки могла бы вытечь вся кровь. Наши самые маленькие, фиолетовые человечки-работники погибают, чтобы сделать из себя сетку и закрыть ею ранку. За самую маленькую царапину они расплачиваются своей жизнью.

Сердце — один из самых главных органов. Каждый день оно делает 12тысяч ударов, и когда вы спите, и когда бодрствуете. И ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз! (опыт: «Сколько крови находится в организме человека?»).

Мы должны беречь свое сердце и заботиться о его состоянии. Регулярные занятия физической культурой и подвижные игры укрепляют его. А если сидеть целыми днями без движения и ничего не делать, то рано или поздно сердце перестанет хорошо работать. Когда вы бегаете или играете в какую-нибудь подвижную игру, сердце начинает сильнее биться и быстрее «прокачивать» кровь через все органы и ткани (опыт: «Влияние физических упражнений на ритм сердца»). Вы чувствуете, как оно колотится у вас в груди после быстрого бега. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет мышцу сердца. Когда вы отдыхаете или спите, ваши сердца тоже отдыхают и бьются медленнее.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

-дидактическая игра: «Назови предметы».

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).

А знаете ли вы, человеку, какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.

-дидактическая игра: «К какому врачу пойдем?».

Цель: упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

-дидактическая игра: «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке».

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины помогают нашему организму стать крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.

Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

-дидактическая игра: «Наполни баночку витаминами».

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

-дидактическая игра: «Делаем зарядку».

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.

Мы с зарядкою дружны.

Упражненья делать будем,

Нам болезни не страшны.

Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.

(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

-дидактическая игра: «Опасно — не опасно».

Цель:

1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуаций, грозящие их здоровью, и здоровью окружающих, от неопасных.

2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации.

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях.

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Игровая задача: Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья; Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья; Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности; Правильно разложить дидактические картинки.

Правила игры: дети при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.

Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.

Ход игры:

1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.

2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку — когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю — если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками: под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую — с изображением неопасных ситуаций.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Таким образом, нами была проведена работа по изучению сердечно – сосудистой системы человека. Нами были выдержаны все этапы проекта.

Данный проект обеспечил качественный уровень усвоения у дошкольников знаний по валеологическому воспитанию.

На начальном этапе было выявлено, что у детей недостаточно знаний о своём организме, в частности, о строении и работе сердца человека.

Нами был создан план работы, разработаны мероприятия по изучению данной темы. Воспитанники с интересом проводили опытно — исследовательскую деятельность, делились опытом со своими сверстниками. А главное, мною было замечено у дошкольников более осознанное отношение к своему здоровью. Дети проявляли более доброе, заботливое отношение к друг другу. Данный проект сплотил детей, они стали дружны.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы «Моё сердце» у воспитанников были приобретены:

-новые знания о работе сердца и системы кровообращения;

-возможность познакомиться с новыми способами исследования своего организма;

-представления о необходимости здорового образа жизни;

— практический опыт работы в ходе исследовательской деятельности;

-положительный эмоциональный заряд;

-доброе отношение к миру.

Дошкольники были очень заинтересованы изучением этой темы, поэтому в перспективе мы планируем проводить опытно – экспериментальную деятельность по изучению своего организма.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бочкарева Л.П., Коршикова Т.В. Культурологческое образование

детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Выпуск 4:

«Сердце на ладошке». Программно – методическое обеспечение

Формирования у дошкольников основ духовной этики. –Ульяновск:

ИПК ПРО, 1999.-80с.

2.Георгий Юдин: «Главное чудо на свете». Изд-во: Игра слов, 2012г., с.160

3.Проектная деятельность старших дошкольников. Журавлева В.В.

Изд-во: Учитель, 2011г., с.202

4.Светлана Шукшина: «Я и моё тело». Программа занятий, упражнения,

Дидактические игры. Пособие для педагогов. Изд.: Школьная пресса,

2009г., 96с.

5.Интернетресурсы.

69
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!