Консультация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна
везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность
обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального
психического развития человека. При помощи речи ребёнок легко и
незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового,
интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются
речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с
окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
— недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить
распространенное предложение;
— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить ответ;
— бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование
не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое
внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность
запоминания. В педагогической практике существуют трудности при
обучении детей связной речи. Дети не могут сосредоточить своё
внимание на каком-то значительном для них событии или художественном
произведении, не могут одновременно заметить не
только предметы, явления, но и связь между ними. Хорошо в работе по
обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва
В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А.
— предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. — блоками-квадратами,
Большёва Т.В. — коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и
позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и
припоминания информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как
раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и
запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше
запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному
опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и
увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к
сложному.
Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо
со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и
объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки
понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными,
контурными изображениями предметов. Этот этап работы ещё называют –
работа с мнемоквадратами.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4
символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх частей:
I часть: Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней
изображено.
II часть: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
III часть: После перекодирования осуществляется пересказ, с опорой на
символы (образы).
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но
рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной
словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо
давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные
образы: солнце – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка –
красная. И «прятать» персонажа в графическом изображении. Например:
лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Количество
квадратов не должно превышать девяти, т. к. большее число картинок хуже
усваивается.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
В мнемотаблице можно изображать практически всё — персонажей
сказок, явления природы, некоторые действия, т. е. можно нарисовать то, что
посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно
детям. Символы должны быть максимально приближены к речевому
материалу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании
стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким
образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого
ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую
план – схему на уже известное произведение. Потом учит запоминать
стихотворение, по предложенной мнемотаблице. А по мере обучения ребенок
активно включается в процесс создания своей схемы.
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи.
Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить
предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети
видят всех действующих лиц. То свое внимание ребенок уже концентрирует
на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений.
Описательный рассказ — это наиболее трудный вид в монологической
речи. Описание задействует все психические функции (восприятие,
внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые
приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а
осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить
ребенка сначала выделять признаки предмета.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-
образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме,
без умственных и эмоциональных перегрузок.
В практике можно использовать уже разработанные мнемотаблицы таких
авторов как, Бондаренко Т. М., Большовой Т. В., Воробьевой В. К., Ткаченко
Т. А. и др. Но не всегда готовые схемы устраивают по содержанию, поэтому их
можно дополнять, уточнять, создавать свои и привлекать к этому творчеству
детей. Мнемотехника многофункциональна, на основе их можно создать
разнообразные дидактические игры. Применять модельные схемы можно и
на других занятиях.
Таким образом, используя прием мнемотехники в развитии связной
речи у дошкольников, можно достичь следующих результатов:
— словарный запас выходит на более высокий уровень;
— увеличивается круг знаний об окружающем мире;
— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Для воспитателей использование мнемотехники открывает огромные
возможности для творчества, как в образовательной деятельности, так и в

совместной деятельности взрослого и ребёнка.

87
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!