Проект

Проект

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства во взаимодействии с семьёй»

Подготовила:

Музафярова Лариса Гаязовна,

воспитатель,

1 кв. категория

Актуальность проекта.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Когда начинать воспитывать патриотические чувства у ребёнка? В каком возрасте формирование патриотизма наиболее приемлемо? Когда ребёнок начинает испытывать любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое воспитание детей, тем лучше.

Дошкольник – формирующаяся личность. Нам, педагогам, необходимо помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств. В детском саду нравственно-патриотическое воспитание происходит во время бесед, чтения художественной литературы. Дети знакомятся с обычаями, традициями родной страны во время песенно-танцевального творчества. С помощью изобразительной деятельности ребёнка можно познакомить с народными промыслами России, узорами национальной одежды. Возможности изобразительно искусства безграничны. В рисунке можно передать впечатления от поездок по родной стране, показать символы страны – герб и флаг. Дети могут нарисовать Московский кремль, достопримечательности своего родного города, а также сюжеты исторических событий страны: первый полёт в космос, День победы.

Обычные занятия изобразительно-художественной деятельности могут не дать глубоких знаний о Родине, с помощью интегрированных занятий можно достичь более высоких результатов в данном направлении.

Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности», — В. А. Сухомлинский.

Хотя определяющей силой воспитания ребенка является семья, многие современные родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и, поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка “для него самого”, то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими людьми, не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в-третьих – на творческое самовыражение; в-четвёртых – на духовный рост. Для выявления семейных традиций, их интересов, для получения ответов от родителей по интересующей теме в ДОУ провели опрос родителей на тему: «Что для Вас означает слово «Родина?» Результаты опроса выявили следующее: родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, не все владеют достаточной информацией о родном районе. Порадовали ответы о семейных традициях: совместное чтение стихов, вязание крючком с бабушкой, спортивные увлечения для всей семьи, кулинарные шедевры с папой, посещение библиотеки в выходные и др.

Сформированность патриотических чувств с малых лет является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно.

Вид проекта — краткосрочный, групповой, творческий.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации: с 1 декабря 2021 г. по 31 мая 2022 г.

Цель проекта: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

Задачи проекта:

Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям средствами изобразительного искусства.

Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, представлений о малой родине – с Большая Елховка через детское изобразительное творчество.

Развитие патриотических чувств в процессе изобразительной деятельности, рассматривания произведений искусства.

Воспитание патриотических чувств через знакомство и изображение герба своей семьи, государственной символики России.

Воспитание любви и уважения к историческому военному прошлому.

Гипотеза реализации проекта.

Реализация проекта позволит:

во-первых, объединить усилия воспитателей группы и родителей воспитанников для углубленного погружения ребенка в игровое пространство, позволяющее дошкольнику познакомиться с Россией и своей малой Родиной; формировать ценностное отношение к себе, к своей семье;

во-вторых, расширить формы сотрудничества с родителями, повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  • Представления о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувство ответственности за все то, что в ней происходит.
  • Понимание переданного художником настроения, желание общаться по содержанию художественного произведения, соотнесение настроения художественных образов в живописи, скульптуре, музыке и поэтических произведениях.
  • Отражение полученных впечатлений в рисунке, в лепке, активное и творческое проявление взгляда в художественной деятельности.
  • Представление о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны.

У родителей:

  • Повышение родительской компетентности по воспитанию патриотических чувств у дошкольников.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на патриотические темы;
  • консультации для родителей;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • анкетирование и тестирование родителей;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-
  • передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • совместные с родителями праздники, развлечения;
  • участие родителей в подготовке праздников.

У педагогов:

  • Повышение уровня педагогического мастерства.
  • Повышение компетентности педагогов в патриотическом воспитании у дошкольников через игру.
  • Создание в группе проекта развивающей предметно-пространственной среды по изодеятельности и патриотическому воспитанию.
  • Организация клубной деятельности, как одной из форм взаимодействия с семьями своих воспитанников.

Этапы реализации проекта:

Цели деятельности.

Деятельность педагогов и детей.

Деятельность родителей.

Вводный.

1. Изучить методическую литературу по проблеме патриотического воспитания.

2. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

3. Выявить уровень педагогической компетентности родителей по

патриотическому воспитанию.

4. Выявить уровень патриотизма у детей.

5. Подготовить условия для организации дидактических игр.

6. Подбор литературы, иллюстраций, художественного слова.

7. Создание в группе предметно-развивающей среды.

1.Подбор и изучение научной литературы по данной проблеме:

1. Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. — М.: Перспектива, 2012.
2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий — М.: Перспектива, 2011.
3. Антонов Ю. Е. Наследники великой Победы. Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Практическое пособие / Ю.Е. Антонов. — М.: АРКТИ, 2011.
5. Арнаутова Е. П. Расскажем детям о победе. Методические рекомендации / Т.А. Котова. — М.: Русское слово, 2015.
6. Барнникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие — М.: АРКТИ, 2007.
7. Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — М.: Детство-Пресс, 2012.
8. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие — М.: Сфера, 2007.
9. Растим патриотов России. — М.: Детство-Пресс, 2016.
10. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова и др. — М.: Учитель, 2007.

2. Подбор интернет – ресурсов по данной проблеме: журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание».

3. Подбор наглядного и демонстрационного материала стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.

4. Проведение анкетирования родителей по патриотическому воспитанию:

По выявлению условий для художественной деятельности в семье;

«Патриотическое воспитание дошкольников».

5. Анализ для сюжетно-ролевых игр.

6.Сбор материала в тематические папки:

— семья;

— ребенок и его сверстники;

— художественная литература о родном крае, о с. Большая Елховка;

-материал о защитниках отечества и Великой Отечественной войне.

7. Серия консультаций для родителей по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

8. Организация фотовыставок на тему «Моя семья», «Наш город».

Основной.

Формирование у детей патриотического воспитания средствами изобразительной деятельности.

1. Чтение художественной литературы о семье, о родном крае, о Великой Отечественной войне.

2. Выставка творческих рисунков детей:«Наши папы», «Милая мама», «Осенняя пора», «Весна красна».

3. Круглый стол-онлайн для родителей«Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина».

4. Создание альбомов: «Моя семья-моя радость», «Достопримечательности города Саранска».

5. Беседы с детьми о семье, любимом городе, о защитниках нашей Родины, о символах нашей страны России: «Я люблю тебя, Саранск», «Символы города», «Традиции семьи», «Чем помочь родному городу?».

6. Дидактические игры:«Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому», «Четвертый лишний», «Герб города», «Назови улицы нашего посёлка»,

7. Проведение праздников и развлечений: «Военная игра», «Письмо с фронта», «Наша Родина-Россия».

8. Подготовка консультаций для родителей и педагогов на тему «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры ребенка»

9. Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы и детского сада.

10. Участие в совместной творческой продуктивной деятельности детей: фотовыставки, выставки детских работ.

Итоговый.

Получение продукта, результата проектной деятельности.

1.Сбор и обработка материала: сравнение стартовых и полученных результатов,

обобщение, выводы.

2. Оформление предметно-развивающей среды группы с учетом патриотического

воспитания детей.

3. Представление проекта «Патриотическое воспитание дошкольников

средствами изобразительного искусства во взаимодействии с семьёй » на уровне МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида».

4. Оформление Благодарственных писем родителям за активное участие

в проектной деятельности.

Результативность.

Результативностью данного проекта стало создание единого образовательного пространства в детском саду и семьи, а также повышение уровня нравственности и патриотизма в семьях воспитанников.

В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

Для определения уровня развития патриотических чувств у моих воспитанников, я использовала мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года.

Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей:

В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Начало учебного года

высокий уровень — 37 %

средний уровень — 63 %

Конец учебного года

высокий уровень – 74%

средний уровень – 26%

В результате мониторинга выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Мордовского края, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

Заключение проекта.

Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, 

101
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!