Консультация для родителей «Ребенок и финансы»

Экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. Семья и дошкольное учреждение – эти два социальных института в тесной связи необходимы для воспитания у детей экономической культуры. Однако основы экономики, экономического воспитания – и это определенно закладываются в семье. Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеются реальные жизненные ситуации. В детском саду как бы подтверждается имеющийся опыт к окружающему предметному миру, к результатам труда людей.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: присмотреть за младшими, вымыть посуду, принять участие в наведении порядка в доме, на даче, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т.д. Связь понятий – труд и деньги – обнаруживаются уже в четырех — пятилетнем возрасте. И на вопрос: «Как ты думаешь, откуда деньги берутся?» — отвечают: «На работе, их зарабатывают». А в семилетнем возрасте понимает, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Любой из взрослых, родитель может привести массу примеров активной включенности дошкольника в социальную действительность, его интерес к тому, что происходит в действительности. Дети обсуждают цены в магазине, знают, что на рынках цены ниже, чем в дорогих бутиках; знают, что такое банк, банкомат, валюта и т.п.

Таким образом, необходима работа воспитателей в ДОУ, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания — нравственное, трудовое и экономическое.

Детская финансовая грамотность очень важная составляющая воспитания — это ответы на вопросы: что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. И, конечно, в первую очередь этому должны учить родители, наглядно показывая на своём примере, в чём ценность денег, как их грамотно распределить, из чего состоит семейный бюджет.

Расскажите ребёнку о том, что раньше люди обменивались товарами, но со временем люди поняли, что это неудобно. После этого разговора вы с ребёнком придете к выводу о том, что деньги – это универсальный товар, который решил вышеупомянутые проблемы. Самым базовым инструментом, которым должен научиться владеть человек, являются деньги – средство обмена. Не чувствуя их, не зная им цену, обеспечивать себя, заботиться о себе становится сложно. Совместно с детьми смотрите «Азбука денег тетушки Совы»; «Азбука финансовой грамотности для детей» и обсудите.

Народные сказки – источник для воспитания таких «финансовых» качеств личности: трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др. Сказки «Морозко», «Двенадцать месяцев» подводят к осознанию, что за трудолюбие есть вознаграждение, а к чему могут привести лень и недобросовестность. Сказка «Как солдат щи из топора варил» дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Очень удачны сказки Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино». В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления.

Теперь пришло время познакомиться с современными деньгами. Покажите своему ребёнку все номиналы купюр и монет. Расскажите о том, что можно купить за ту или иную купюру, это поможет составить представление о том, насколько ценна та или иная денежка. В свободное время поиграйте в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия.

Личные желания купить что-то появляются у детей довольно рано. В определённый момент важно подключить ребёнка к распределению семейного бюджета. Это даст понять, чем отличаются потребности от желаний. Потребность – то, что необходимо: тепло, вода, еда, одежда, дом. Желания – то, чего хотелось бы, что-то излишнее: сладости, электронные игрушки и др. Важно объяснить, что сначала мы закрываем потребности всей семьи, потом справедливо распределяем деньги на желания членов семьи.

Совместное распределение семейного бюджета позволит ребёнку понять, что бюджет семьи ограничен. Для детей важно научиться делать осознанный выбор между покупкой той или иной вещи. Ребёнок не должен бояться принять решение, ему будет полезно научиться оценивать ценность вещи по качеству, долговечности, пользе или радости, которую принесёт эта покупка. Можно поиграть в игру «За и против»: выбрать все «за» и «против» приобретения той или иной вещи. Такая беседа поможет критически взглянуть на ситуацию и принять более осознанное решение. Как сделать ребенка финансово грамотным и уберечь от денежных проблем в будущем? Учим детей правильно распоряжаться карманными деньгами.

Регулярно давать детям какую-либо сумму денег – это хороший способ финансового воспитания. Без этого материала любые беседы о деньгах останутся только теорией, а в этой сфере практика необходима.

Можно уже в старшем дошкольном возрасте давать деньги в минимальном количестве, например до 50 рублей. И тратить их лучше под присмотром родителей. Так ребенок будет учиться самостоятельно расплачиваться за шоколадку и начнет лучше понимать, что деньги не бесконечны, что у них есть предел. В основной массе дети сейчас быстро развиваются, уже лет в 6 -7 они могут вполне осознанно распоряжаться этими маленькими деньгами и еще очень любят копить.

Но не стоит приучать ребёнка к оплате за выполнение каких-либо обязанностей по дому или хорошие оценки в школе. Ведь посильный вклад в семейный быт и старания в учёбе должны иметь другую мотивацию. Маме и папе никто не платит за заботу о домочадцах – почему тогда для детей это должно стать источником дохода? А вот лишить ребёнка карманных денег в качестве наказания за проступок – это нормально. Неправильно было бы делать это в ущерб физическому или моральному здоровью. Но приостановить денежный поток на что-то излишнее – это нормальная практика.

Хорошие видеоуроки по финансовой грамотности для детей от Смешариков. Это понравится вашему ребенку, да и взрослым будет по вкусу!

Библиографический список:

1. Хламова, Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада / Н. А. Хламова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 39-41. — URL:

2. Шатова А.Д. «Дошкольное воспитание №8 за 1994 г статья «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?»

3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М., 2005кт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 39-41.

67
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!