Конспект занятия по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»
Конспект занятия по экологии в старшей группе
«Покормите птиц зимой»
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к ним, знакомить с особенностями их жизни, дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
Задачи:
- 1.Расширять и систематизировать знания воспитанников о зимующих птицах.
- 2.Способствовать развитию связной речи через описательны рассказы по картинкам.
- 3.Совершенствование навыков ведения беседы и умения отвечать на вопросы.
- 4.Развивать внимание, логическое мышление через отгадывание загадок.
- 5.Воспитывать любовь к родно природе, желание помогать животным в зимнее время года.
Материал и оборудование:
- Макет-кормушка
- Кормушка с кормом
- Карточки с изображением птиц
- Дерево-ель
- Кукла-ворона
- Грамзапись с голосами птиц
(дети садятся за столы)
Воспитатель:
— Ребята, послушайте стих Елены Благининой
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в ее конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода!
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, кто нарисован на этих картинках.
(ответы детей…)
— Как мы их называем, одним словом?
Дети: птицы
Воспитатель:
— Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: зимующие.
(стук в дверь)
Воспитатель:
— Ребята, к нам кто то в гости пришел, сейчас я открою дверь и посмотрю.
(открыть дверь и взять куклу-ворону)
— Я крикунья местная
Особо всем известная.
Увижу тучку темную,
Взлечу на ель зеленую,
И смотрю, я словно с трона
Кто же я?
Дети: ворона
-Кар-кар-кар,
Здравствуйте, ррребята! Я ворррона зовут меня Варррвара-Карррловна.
Я ворррона необычная, а очень симпатичная. Я вам нррравлюсь ребята?
(дотронуться клювом до детей)
Я летела к малышам, да случайно услышала, что вы здесь говорите о птицах. Кар-кар, мне хочется побыть у вас на занятии и послушать, что вы знаете о нас, о птицах.
Воспитатель:
— Ребята, пусть Варррвара-Карррловнапосидит у нас на занятии, погреется и послушает вас. Садись, пожалуйста на ветку ели и слушай.
Итак, ребята, сегодня мы будем говорить о птицах.
Ребята, а теперь я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Кто загадку отгадает,
Тот картинку получает.
Загадки:
Чик-чирик!
К зернышкам — прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
Кто красуется на ветке,
В желтой праздничной жилетки?
Это маленькая птичка, а зовут ее… (синичка)
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели
С хохолками прилетели
И запели, как свирели (свиристель)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее… (сорока)
Где угодно корм найдет,
А если надо украдет. (ворона)
Воспитатель:
— За правильные ответы вы получили картинки. Попробуйте составить их них изображение птиц.
Дидактическая игра «Собери птицу»
(спросить у детей какая птица получилась)
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгают)
Завертелась, как волчок (повороты вправо, влево)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку (имитируют движение)
И с дорожки на плетень,
Тири — тири, тень — тень (прыжки).
Выходит ребенок и рассказывает стихотворение
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайкой на крыльцо
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Что бы без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель:
— Ребята, о чем это стихотворение? (о том, что надо помогать птицам зимой, подкармливать их).
— Да, надо заботиться о птицах, что бы им легче было перенести холод.
Ворона:
— Кар-кар, я ребятам хочу загадать загадку.
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей (кормушка)
Кар-кар-кар, правильно, кормить птичек лучше в их «столовой», которая называется кормушка.
Воспитатель показывает макет кормушки
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите на кормушку. Давайте выберем картинки тех птиц, которые остаются у нас зимовать, и посадим их на кормушку.
(дети выбирают картинки с изображением зимующих птиц и прикрепляют их на кормушку).
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, как много птиц слетелось на кормушку. Сейчас они наклюются, и будут петь песенки, а мы давайте подойдем поближе, чтобы не спугнуть птиц и послушаем.
(звучит запись «Голоса птиц»)
Воспитатель:
— Это так птицы благодарят вас за еду.
Воспитатель: читает стихотворение «Письма»
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей,
Письма Вике и Андрюшки.
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель:
— Кто же написал письма? (птицы)
— А чем они написали? На чем? (на белом снегу своими лапками птицы оставили следы)
— О чем просят птицы (сделать кормушки)
— Ребята, а у меня для птиц есть сюрприз!
— Внести кормушку с кормом!
(показ настоящей кормушки)
— Вам она нравится?
— Какая она большая, просторная, многим птицам места хватит.
— Как вы думаете, птицы будут рады? (да)
Ворона:
Кар-кар, молодцы, ребята, какие вы добрые и заботливые. Спасибо, ребята мне понравилось у вас на занятии, но мне пора, полечу, расскажу своим соседкам — воронам о ваших «столовых»
До свидания.
( улетает)
Воспитатель:
— Ребята, если предположить, что человек не будет подкармливать птиц зимой – что будет… (ответы детей)
— Ребята, вы молодцы, много знаете о птицах, сегодня мы повесим на нашем участке кормушку и будем подкармливать зимующих птиц и помогать им выживать в холодное время года.