Использование техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста
Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории. Сторителлинг- это искусство увлекательного рассказа. Термин пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство». Истории на занятии несут в себе полезную информацию и находят эмоциональный отклик у ребят.
В работе с детьми по технологии «сторителлинг», всегда двигаемся от простого к сложному, учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так, как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
Сторителлинг на основе сценария: ребенок становиться частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Сторителлинг- это замечательная технология преподавания любого материала.
При реализации в работе с детьми техники «сторителлинг» использую следующие элементы:
1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления:
-Когда-то давным-давно…
-И произошла однажды вот такая история…
-О! А, вы слышали историю про…
-Садитесь поближе, я вам расскажу…
-В некотором царстве, в некотором государстве…
-Жили- были…
-Это произошло темной и дождливой ночью…
-Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Принципы истории: простота, неожиданность, конкретность (персонажи и истории должны быть и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят).
3. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.
4. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем
(или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
5. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.
Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих воспитанников. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть ее — «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, возраст, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, ребенок выбирает первый кубик за основу, таким образом, ребенок плавно переходит от одной картинки к другой и сочиняет необычную историю. В начале работы по технологии «сторителлинг» педагог выступает в роли помощника, одну картинку может выбрать ребенок, а следующую педагог и так далее. Когда играет больше трех человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель может начать историю, а дети будут продолжать ее рассказывать, бросая кубики, можно разделить кубики на 3 части- начало истории, середина и развязка и каждый ребенок придумывает свою часть истории.
Для того, чтобы занятия сторителлингом проходили каждый раз все лучше, важно создавать теплую дружескую обстановку. Позвольте ребятам расслабиться и насладиться погружением в историю.