Конспект занятия «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».
МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Выполнила: воспитатель
Бедрединова Альфия Ибрагимовна
Конспект занятия «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».
Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Задачи:
— Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число; умение давать развернутый ответ на вопрос задачи.
— Развивать логическое мышление, внимание, графические навыки.
— Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
— Активизация речи: условие, вопрос, вычитание, сложение.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, карточки с вопросами, карточки с заданием, изображение числовых домов, мольберт, магнитная доска.
Раздаточный материал: карточки с заданием, на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
— Уверенный в себе, хоть неумейка
И от природы он большой зазнайка.
А ну-ка угадать его сумей-ка
Известен всем под именем (Незнайка).
Хотите узнать, о чём он пишет?
Дети: Да!
Чтение письма «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Незнайка сказал мне, что оставил в комнате ключ к знаниям. А я не могу его найти. Если я не найду ключ, то так и останусь не образованным неумехой. Ребята, поможете мне найти ключ?!
Дети: поможем.
Воспитатель: Смотрите на столе лежат какие-то бумаги. Давайте поищем под ними. Ой, а на каждом листе что-то написано. Да тут какие-то задания. Давайте поможем Незнайки с ними справиться.
Ребята, что будем делать?
Дети: поможем.
Задание № 1. «Быстрый вопрос — быстрый ответ»
Вопросы:
-Посчитайте от 1 до 10 и обратно.
-Назови соседей числа 4 (обращаясь к тому ребёнку, у которого цифра 4.)
-Назови соседей числа 6.
-Назови соседей числа 9.
-Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
— Сколько дней в неделе?
— Про какие дни мы говорим «будние дни»?
— Про какие дни говорим «выходные»?
— Назови соседей среды?
— Назовите соседей субботы?
— Назовите части суток?
— Сколько месяцев в году?
— Сколько пальцев на одной руке?
— Сколько ушей у двух кошек?
— Какая цифра спряталась в слове семь-я?
— Кто стоит справа от тебя?
— Кто стоит слева от тебя?
Молодцы! Справились.
Воспитатель: Ребята смотрите, на этом столе разложены какие то картинки. Может в них потерялся ключ? Давайте посмотрим вместе с Незнайкой.
Задание № 2 «Что понадобится в школе» (работа в парах)
На столе разложены карточки с изображением школьных предметов. Обведите только те предметы, которые понадобятся вам в школе.
Молодцы! Выполнили задание.
Воспитатель: (Подходят к следующему столу). Ребята, посмотрите что это? Это числовые домики. Может ключ спрятался за ними?
Задание № 3 «Домики»
Воспитатель:Ребята, только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать.
Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома.
Воспитатель: Пронумеруйте квартиры, (дети выполняют задание).
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Но прежде чем мы начнем искать ключ дальше, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Воспитатель:Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Незнайку.
Незнайка потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх — потянуться, вернуться в и. п.)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)
И руками помахать, (махи руками)
Воспитатель: Ну что, ребята нужно искать ключ дальше. Смотрите шкатулка, а в ней кодовый замок. Может Незнайка, случайно положил ключ в нее. Давайте попробуем его открыть, но для этого нам нужно решить задачи. Ответы на них помогут нам открыть замок.
Задание №4 «Решение и составление задач».
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Дети: В задаче четыре части.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: 1 — условие, 2 — вопрос, 3 — решение, 4 — ответ.
Воспитатель: Какие вы знаете арифметические действия?
Дети: сложение, вычитание.
Какие вы знаете арифметические знаки?
Дети: Плюс, минус, равно.
Воспитатель:Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.
«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» (Пять)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи. Назовите вопрос.
Решение задачи. Ответ.
Молодцы! Послушайте следующие задачи.
«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?» (Три)
Воспитатель: А теперь составим задачи сами.
Составление задач по картинкам (две задачи)
- 1.На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (Четыре)
- 2.Подарил ежатам ёжик
Восемь новеньких сапожек.
От восторга ежата визжат.
Сколько было у папы ежат? (Двое)
- 3.На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше, у сосны,
Он нашёл ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов:
Сколько крот нашёл грибов? (Три)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Мы открыли шкатулку. Здесь лежат листочки и карандаши, а еще какой-то план.
Задание №5. «Секретный план»
Воспитатель: Ребята давайте не будем терять время. Подвиньте листочки, поставьте карандаши на красную точку и начинаем выполнять задание:
6 клеток вправо, 5 вниз, 2 влево,5 вниз,1 вправо,1вниз,1влево,1вниз,1 вправо, 1вниз,4влево,1вверх,1вправо,1вверх,1влево,1вверх,1вправо,5вверх,2влево, 5 верх
Что получилось?
Дети: Ключик.
Воспитатель: Ребята, похоже, мы нашли ключ Незнайки. Мы помогли Незнайке узнать много всего интересного и показали ему, что учиться оказывается совсем не скучно, а очень даже интересно.
Заключительная часть (рефлексивный этап) :
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали выполнять задания? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какие задания были для вас интересными? (Ответы детей.)
Воспитатель: В чем вы испытывали затруднения? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все вы сегодня молодцы, справились, со всеми заданиями Незнайка благодарит всех. Большое спасибо за работу.