ООД в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста «Блокада Ленинграда»

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде;

дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокадуиспользуя ИКТ.Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников

Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам.Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Предварительная работа:

-оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;

-рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;

-чтение художественных произведений по теме;

-прослушивание песен и музыки военных лет;

-чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе;

-просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту; Рассказ о блокаде, стихи о блокаде… презентация-фильм на тему « К 70-летию снятия блокады…».

Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», телевизор, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге нашего города во время войны. Будем благодарны ветеранам за их подвиг.

Воспитатель. Скажите, ребята, какое сегодня число?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, а какой праздник отмечают в нашем городе 27 января?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. А как сейчас называется наш город, в котором мы с вами живем.

Дети. (Ответы детей).

Слайд 1

Воспитатель.

Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!

Слайд 2

Воспитатель. Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города.

Слайд 3

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш город на карте. (Рассматривание карты города на слайде)

Воспитатель. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи

Слайд 4

Воспитатель. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…… Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.

Слайд 5

(Рассматривание карты Блокады Ленинграда)

Воспитатель. Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.

Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города

(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача).

Воспитатель. В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.

Слайд 6

Воспитатель. Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это почти 2, 5 года. Какое – то время ещё работали школы. Сидели дети в пальто и шапках в не топленом классе, голодные. Электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125 грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.

Слайд 7

Воспитатель. Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Слайд 8

Воспитатель. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Слайд 9

Воспитатель. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама». День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» Осталась одна Таня.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Воспитатель. Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал

(Звучит запись воздушной сирены).

Воспитатель. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Слайд 10

Воспитатель. Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года, шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Слайд 11

Воспитатель. Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

Слайд 12

В честь этой победы был дан артиллерийский салют. Многие здания в освобождённом здании были разрушены.

Слайд 13

Юрий Воронов, поэт-блокадник написал замечательное стихотворении о праздничном салюте в честь снятия блокады.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

Слайд 14

Воспитатель. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Слайд 15

Воспитатель. На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти.

Воспитатель. Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. О чем мы сегодня говорили?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Где проходила Дорога жизни?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. О каких мемориалах вы узнали?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Что вам запомнилось из моего рассказа?

Дети. (Ответы детей).

123
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!