Беседа с детьми на тему: «Блокада Ленинграда»
Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ
Задачи:
образовательные
формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны
систематизировать знания о ВОВ
расширять и активизировать словарь
воспитательные
пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги
вызвать интерес к истории своей страны
способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
развивающие
способствовать развитию познавательной активности, речи
пробуждать нравственные качества личности
способствовать развитию памяти, логического мышления
Ход беседы
Воспитатель. 27 января мы вместе вами и со всей нашей огромной страной будем отмечать великий праздник.Это день снятия блокады города Ленинграда, сейчас этот город называется Санкт –Петербург. Сегодня мы отправимся в прошлое нашей истории через экран времени.
(Показ презентации звучит голос Ю. Левитана «Начало войны»)
Воспитатель. Великая Отечественная война! Она прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде.Наш город оказался в блокаде. Ребята, а что такое блокада?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель.Это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
(Звучит метроном).
Воспитатель.Это просто счётчик ритма — метроном.
Звук блокады.
Ритм блокады.
Входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать стук.
Это холод, это голод.
Смерти звук.
Это знак, что есть живые....
А что такое бомбоубежище?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего — только вода.Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.
Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
Ленинград продолжал жить и работать.На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.
Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни». К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…
(Звучит песня «Ладога»)
Воспитатель. В январе наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.
(Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады)
Воспитатель. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется разорванное кольцо.В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.900 дней и ночей боролся наш город и выстоял, и победил.Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.Поэтому и беседовали с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев.