СТАТЬЯ "ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ"
Р. И. Неськина
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Россия многонациональная страна, с многовековой историей, традициями, культурами. Этническая картина современной России пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций и народностей, этнических групп. Перед обществом и государством стоит ключевая проблема воспитания духовно – нравственной личности, обладающей умениями общения, взаимодействия, сотрудничества с представителями разных национальностей, народов и культур. Во все времена перед родителями, педагогами и исследователями стояли задачи формирования у детей этнического самосознания, развития интереса к национальной культуре, традициям, обычаям, языку, накопленному положительному опыту народа. Без знаний культуры прошлого, невозможна культура будущего. Благодаря этнокультурным традициям, человечество живет, общается, помнит и соблюдает нормы нравственного поведения.
Много трудов, исследований философов и ученых посвящены проблеме этнокультурных традиций и ценностей в воспитании национального духа подрастающего поколения. В своих трудах философ Ильин И.А.(1882 – 1954) выделял 10 фундаментальных национальных ценностей. Философ называл их «сокровищами»: национальный язык, национальные песни и танцы, национальные сказки, история народа, молитва, жития святых, жития героев; хозяйство, т. е. трудовое воспитание с раннего детства, ибо он видел в труде «источник здоровья и свободы»; армию — «оплот Родины»; территорию – национально – государственное наследие России. В этих «сокровищах» философ видел «дух национального воспитания.
Формирование этнического самосознания у детей, интерес к традициям и национальной культуре является одним из основных направлений духовно – нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Наиболее благоприятным периодом становления социальной личности является дошкольный возраст. Именно в это время происходит активное познание мира через общение и взаимодействие. Процесс освоения социальных норм и правил происходит через осмысление уникальности каждой этнокультуры, ценности межкультурного взаимопонимания и сотрудничества.
Важное значение в воспитании духовно – нравственных качеств у дошкольников имеет обращение к региональной культуре, национальным традициям, к историческим корням и национальным истокам. Эти компоненты помогают формировать у детей чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.
Становление духовно – нравственной личности через влияние этнокультурных традиций, по мнению исследователей, процесс последовательный, поэтапный, целенаправленный и требует компетенций от педагога. Этническая культура, в рамках которого осуществляется процесс, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности ребенка.
Первой ступенью, которая формирует у детей этнокультурные ценности, является ДОУ. Именно в семье и в ДОУ воспитываются первоначальные понятия о добре, зле, чести и справедливости; формируются гражданская позиция, толерантность, любовь к большой и малой Родине, гордость за свою страну. Огромную роль в формировании устойчивого и познавательного интереса детей к национальной культуре и ценностям своего народа играет педагог. От личного примера, взглядов, компетенций, профессионализма, отношения к этнокультурным традициям зависит воспитание духовно — нравственной личности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении знаний дошкольников о культуре и традициях народа; знакомство с культурными достижениями других народов; обогащении предметно – пространственной среды в группах ДОУ; связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников. Важную роль в формировании личностных качеств дошкольника играют психолого – педагогические условия в ДОУ:
— создание благоприятных и комфортных условий способствуют эмоциональному благополучию ребенка;
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, уважении взрослых к человеческому достоинству детей;
— поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных вида деятельности;
— поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, возможность выбора детьми материалов, форм активности; защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Процесс использования этнокультурных традиций духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста направлен на решение следующего комплекса задач:
- воспитание привязанности и любви к своей семье, родному дому, селу, детскому саду;
- формирование бережного отношения к флоре и фауне родного края;
- воспитание уважительного отношения к труду родителей, к людям разных профессий, понимания его значимости для общества и страны;
- формирование познавательного устойчивого интереса к национальным традициям, истории, промыслам;
- усвоение детьми элементарных знаний о правах человека и гражданина; формирование чувства гордости за свою малую и большую Родину;
- воспитание у детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей, их религии.
Эти задачи в ДОУ решаются через различные формы и методы деятельности детей: познавательно – исследовательская, игровая, двигательная: на занятиях, в дидактических, подвижных, народных играх, через беседы, проекты, индивидуальную работу.
Этнокультурное развитие детей в группах ДОУ идет через использование традиционных форм народного искусства. Ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, обычаями, традициями родного края. Дети знакомятся с произведениями устно — поэтического творчества, фольклором (прибаутками, потешками, песнями, загадками, сказками, колыбельными, колядками, произведениями детских писателей, с национальными играми; с изобразительным и декоративно – прикладным искусством, которое является одним из результативных средств развития детей. Декоративно – прикладное и изобразительное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Дети получают природоведческие и историко – географические познания. Оформление уголков национальной культуры, музея быта в ДОУ помогают глубже познакомиться с культурным наследием народа. Произведения народного творчества воспитывают чувство прекрасного; формируют понятия о добре и зле, справедливости и верности; воспитывают уважение к труду, любовь к своей семье; своему краю, к окружающему миру; краски и образы доступны и интересны детям.
Народные средства способствуют повышению у детей национального самосознания, воспитания уважительного отношения к собственной этнической принадлежности.
Педагогическая ценность этнокультурной традиции заключается в том, что простые методы и средства легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них духовно – нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.