Художественная литература как средство развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Управление образования городского округа Саранск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 82 комбинированного вида»

Творческий проект

«Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Разработала: Фомина М. Я.

2022 г.

Автор проекта: Фомина М.Я.- воспитатель

Тип проекта: творческий.

По срокам реализации: долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2021 – май 2022гг.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель: формирование у детей нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчествапосредством художественной литературы, воспитание интереса к книге.

Задачи:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;

-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

-знакомство детей дошкольного возраста с жанровыми особенностями художественной литературы;

-подготовка детей к восприятию того, что книга – это источник знаний, пробуждать в них умственную деятельность и логическое мышление;

-через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие патриотические и нравственные качества;

-развивать связную речь, ее выразительность;

-учить детей правильному и бережному обращению с книгой;

-воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать ипонимать художественный текст;

-увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжнойкультуры детей.

Целеполагание

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

В последнее время в общественной жизни произошел резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения, наблюдается потеря значимости таких жизненно важных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, дружба, великодушие. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Вот почему в условиях реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического воспитания. Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь другому.

Дошкольное детство — важнейший период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Всем нам хочется увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!».Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. Здесь формируются его представления о жизни, здесь он получает возможность осознать свою принадлежность большому миру. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой.

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных и воспитание патриотических чувств у детей надо начинать с дошкольного возраста, когда формируется личность ребёнка.Это осуществимо средствами специально организованного патриотического воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И это возможно через приобщение детей к художественной литературе.

Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. Хорошая книга-это друг, наставник и учитель.

Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача взрослых (родителей, воспитателей) помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихиА. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.

Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников: ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.

Устное народное творчество — богатейший материал для патриотического воспитания.Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.Русский фольклор – песни, потешки, былины, сказки, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказка- благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, через них ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Значительный вклад в воспитаниипатриотических чувств у дошкольников несут и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.Важное место занимает знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов, адмирал Ф.Ф.Ушаков. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольников образагероя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Все выше сказанное определило тему проекта « Книга – лучший друг».

Задача взрослых:

1.Создать среду общения через восприятие художественной литературы.

2.Помочь ребенку правильно воспринимать литературные произведения.

3.Развивать личностные качества, способствующие адаптации ребенка в социуме.

4.Воспитывать патриотические чувства: любовь к своей родине, семье, природе; воспитывать толерантность, положительные взаимоотношения с взрослыми и друг с другом.

5.Повысить интерес к семейному чтению.

Обоснование: модернизация содержания всестороннего развития детей средствами художественной литературы. В непосредственной образовательной деятельности в целях воспитания патриотических чувствс детьми возможно и необходимо использовать различные жанры художественной литературы.

Новизна проекта

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Надо постараться, чтобы воспитание у детей патриотических чувств прочно вошло в жизнь детского сада. И нельзя не отметить роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Ведь, приобщая детей к культуре своего народа, мы тем самым приобщаем их к истории своей родины, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир книг для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении книжек — малышек, реквизита для театрализованных игр и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Обращение, в рамках проекта, к истории семьи, малой родины, к духовной и материальной культуре может помочь решить задачу целостного развития ребенка, воспитания у детей дошкольного возраста интереса к культурному наследию нашей страны и обогащению процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1.Обновление предметно — развивающей среды;2.Составление картотеки художественных произведений. 3.Разработка конспектов занятий. 4.Пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой; 5.Составление книжек-малышек, с использованием детских рисунков.6.Положительная динамика развитияпатриотических чувств. 7.Умение детей правильно вести себя в социуме ( проявление милосердия, доброжелательности, честности).8.Пробуждение интереса у детей к общению с книгой; 9.Возрождение домашнего чтения.

Презентация проекта:

1.Выставка детских рисунков« Любимые литературные герои».

2.Выставка « Любимая домашняя книга».

3.Литературная викторина.

4.Изготовление книжек-малышек.

5.Развлечение «Книжкина неделя».

6.Консультация для воспитателей « Книга в жизни ребенка».

7.Консультация для родителей « Как помочь дошкольнику полюбить книгу ».

8.Обмен опытом на тему «Роль художественной литературы в деле воспитания патриотических чувств у дошкольников»;

9.Анкетирование «Роль и место книги в вашей семье».

10.Экскурсия в библиотеку.

Предварительная работа:

-Знакомство детей с сказками народов России: русская народная сказка

« Хаврошечка», татарская народная сказка «Три дочери», мордовская народная сказка « Вирява» и др.;

-Знакомство детей с авторскими сказками: А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Катаев «Цветик-семицветик», С.Аксаков «Аленький цветочек»;

-Заучивание стихотворений: А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», С.Есенин «Береза»; С.Смирнова «Солдат», А.Жигулина «Родина», С.Никулина «Отечество»,

— Выставка детских рисунков « Мои любимые литературные герои»,

-Выставка « Любимая домашняя книга»;

-Выставка на тему «Моё Отечество» (фотографии, открытки, использование интернета).

-Беседа об особенностях разных литературных жанров;

-Беседа о любимых персонажах;

— Рассказы-беседы с детьми на темы: «Защитники земли русской», «Дмитрий Донской», «Александр Невский», «Пётр I».

-Рассматривание книг, иллюстраций к сказкам, рассказам, картин-репродукций В.М.Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье» ,

-Дидактические игры.

— Чтение с детьми рассказов о детях-героях Великой Отечественной войны (см.Т.А.Шорыгина«Беседы о детях-героях ВОВ»).

— Чтение и просмотр былин об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, «Новгородские былины» (интернет- ресурсы). — Слушание отрывков из кантаты С.С.Прокофьева «Вставайте, люди русские», «Александр Невский». — Изучение краеведческой литературы о городе и крае.

Материал и оборудование:- выставка книг «Сказки», «Стихи», «Рассказы», «Пословицы», «Загадки»,

— детский рисунок «Моя семья»,

— страницы древней книги (ксерокопия),

— аудиозапись отрывка «Слова о полку Игореве»,

— иллюстрации к сказкам,

— пиктограммы.

Ход НОД

Воспитатель: Дети! Мы сегодня будем говорить о друге, а о каком, вы узнаете из стихотворения.

— У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берем ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Воспитатель: — О каком друге говорится в этом стихотворении? (о книге).

-А почему люди считают книгу своим другом? (ответы детей).

-Правильно! Книга о многом рассказывает, учит. Из книг мы узнаеммного поучительного, увлекательного, интересного, фантастического и смешного.

(выставка книг разного жанра)

-Ребята! Посмотрите, какие разные книги лежат на полке. Есть большие, есть поменьше, а еще есть совсем маленькие. Но в каждой из них о чем — то рассказывается.Угадайте, какие жанры литературы живут в этих книгах.

( Воспитатель читает отрывки произведений, дети называют жанр – стих, сказка, загадка, пословица, рассказ).

Стихотворение.Г. Ладонщиков«Наша Родина»

И красива и богата, Наша Родина, ребята.Долго ехать от столицы, До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканьеголубое, Голубые небеса.

Каждый городСердцу дорог, Дорог каждый сельский дом.Все в боях когда-то взятоИ упрочено трудом!

Сказка«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына».

Пословица « Жить — Родине служить»;

Рассказ. К.Ушинский «Наше отечество»

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное…

-Ребята, а вы знаетеоткуда пришла книга? (предположения детей).

-Послушайте, я расскажу:

В очень давние времена у людей не было книг. Но желание рассказать о событиях своей жизни, узнать что-то новое всегда было очень сильным. Как вы думаете, как можно описать что — то без букв? (предположения детей).Все современные дети — дошкольники, многие школьники и даже некоторые взрослые до сих пор пользуются этим способом.

Воспитатель показывает выразительный детский рисунок с ясным сюжетом и спрашивает: Как вы думаете, о чем этот рисунок? О чем хотел рассказать малыш? (Ответы детей). Вот и древние люди вначале пользовались рисунками, чтобы передать другим сообщение о том, что им было очень важно и дорого.

— Но как вам кажется, достаточно ли этого способа? Рисунок каждый может понять по — своему, да и стену пещеры, скалу невозможно перенести в другое место, передать из рук в руки. Шли годы… и люди придумали …Какое же чудесное открытие помогло людям сохранять и передавать друг другу свои мысли, знания даже не встречаясь лично? (книги).

— Верно.Самые первые книги люди писали от руки. Одну книгу писец мог писать много лет. Он сам или художник делал рисунки к своему повествованию. Были мастера, которые рисовали особые красивые заглавные буквы — буквицы. (Воспитатель показывает образец страницы старинной книги). Эти книги назывались летописями, их писали монахи — летописцы (историки) в монастырях. Из старинных книг мы узнаем о древних событиях нашей истории. (По возможности здесь воспитатель включает фрагмент записи «Слова о полку Игореве»).

— Много ли людей могло прочитать книгу, которая была написана от руки и хранилась обычно в монастыре или царской библиотеке? (ответы детей).

— И вот люди придумали, как можно делать книги быстрее и в большем количестве экземпляров. Этот способ назвали книгопечатанием. И теперь книгочень много.

Воспитатель делает вид, что прислушивается:

— Вы слышите, кто — то плачет? (Подходит к шкафу, достает оттуда заранее приготовленные книги в плохом состоянии), говорит:

— Теперь все понятно. Бедные — бедные. Кто это с вами так обошелся? Раньше, когда воины захватывали город, они уничтожали книги, чтобы убить память порабощенного народа. Вы не видели у нас в саду воинов? Кто же тогда довел эти книги до такого состояния? Да, ребята, иногда мы сами обращаемся с нашим достоянием совсем не так, как хорошие хозяева. А наоборот, как.... (Дети дополняют предложение. ) Но это, конечно, не специально, а оттого, что многие не знают, как правильно обращаться с книгами.

— Давайте сейчас назовем главные правила бережного обращения с книгой: (брать книгу чистыми руками; оборачивать книги в бумагу или специальные обложки при чтении, например, в транспорте; страницу переворачивать аккуратно за край, но никогда не слюнить палец; пользоваться закладками; аккуратно класть на стол или полку).Воспитатель предлагает детям после занятияпочинить книги.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением персонажей разных сказок, просит угадать в каком литературном жанре живут эти герои. (В сказке).

-Во всех сказках есть добрые и злые персонажи.

Физкультминутка. «В тёмном лесу есть избушка».

В тёмном лесу есть избушка,

(Дети шагают).

Стоит задом наперёд (поворачиваются).

В той избушке есть старушка-

(Грозят пальцем)

Бабушка Яга живёт. (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком (показывают пальчиком),

Глаза большие (показывают),

Словно угольки, горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят! (Поднимают руки вверх).

— В сказках всегда добро сталкивается со злом, дружба помогает победить зло, высмеивается трусость, страх. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку».

(Назвать сказку и охарактеризовать героя, используя пиктограммы, отражающие характер и эмоциональное состояние персонажа).

— Ребята, а теперь назовите, пожалуйста, свои любимые книги и их персонажей. Почему вы любите эти книги, чему они учат?

— Конечно, ребята.- Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в мир книг. В каких книгах мы побывали? (ответы детей).

-Как нужно относиться к книгам?

-Чему вы научились, побывав в мире сказок? (ответы детей).

Постановка новой задачи…

Литература.

1.Журнал. Дошкольное воспитание.2.2009.

2.Журнал. Дошкольное воспитание.11.2008.

3.Журнал. Дошкольное воспитание.12.2008.

4.Журнал. Дошкольное воспитание.5.2007.

5.Журнал. Дошкольное воспитание.5.2005.

6.Л.М.Гурович. Ребенок и книга. М.:»Просвещение»1992.

1868
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!