Восстановление и сохранение семейных связей в реабилитационном процессе

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ

СВЯЗЕЙ

В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В статье анализируется опыт реабилитационной работы по восстановлению и сохранению семейных связей в Государственном казенном учреждении социального обслуживания РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Отмечается, что реализация комплексной программы по профилактическому сопровождению семьи в ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» будет способствовать формированию адекватной позиции родителей, повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

Ключевые слова: реабилитационный процесс, семейные отношения, несовершеннолетние дети, социозащитные учреждения, семейное визитирование.

Роль семьи в обществе несравнима по своей сути, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. В наше время современная семья переживает острейший кризис, очевидными последствиями которого являются увеличение количества разводов, неблагополучные, утрата семейных ценности, разрушение морального облика семьи. Кризис семьи ставит ребёнка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положении. Ситуация, в которой оказалось наше общество по решению проблем семьи, потребовала поиска новой модели формирования, становления и гармоничного развития семьи и её членов.

Поэтому восстановлению и сохранение семейных связей стало важным направлением реабилитационной работы в Государственном казенном учреждении социального обслуживания «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Содержание реабилитационной работы в указанном направлении включает:

• Формирование у детей отношения к семье как важнейший ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании семейных традиций
• Развитие способности осознавать себя как члена семьи, умений оказывать помощь своим близким, выполнять режим жизнедеятельности семьи, обустраивать своё жильё; вести домашний бюджет и хозяйство
• Формирование готовности воспитанников к семейной жизни: ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

Всоциозащитные учреждения попадают несовершеннолетние дети из семей, в которых утрачены семейные отношения. Поэтому одной из главных задач реабилитации будет восстановление и сохранение семейных связей. Идея, что родители – главные партнёры взаимодействия, становится основополагающей в организации социально-реабилитационного процесса. В связи с этим, в приюте эффективными формами в восстановление утраченных семейных отношений является «Родительская школа», «Социальная приемная», «Семейная гостиная», клуб «Всем миром», «В кругу друзей». Учреждение готовит детей к жизни в современном обществе через воспитания у них навыков социальной компетенции посредством реализации программы «Колыбель», «Семейные традиции родного края», «Отцы и дети», «Основы безопасности жизнедеятельности» и другие.

Совместная реализация с родителями этих программ способствует формированию у воспитанников и их родителей определённых умений, которые требуются в семейной жизни: умения устанавливать доброжелательные отношения, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека, а также прикладных умений и навыков (кулинария, домоводство, умение правильно распределять бюджет и т.п), умения организовать свой отдых и досуг, сохранять и развивать традиции семьи.

Нами разработаны показатели восстановления утраченных семейных отношений. К ним относятся: понимание культуры семейных отношений, формирование знаний родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях; осознание значимости социально-педагогической сторон семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние; принятие на себя постоянных обязанностей по дому; участие в ведение домашнего хозяйства, наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание помощи престарелым членам семьи.

В процессе работы осуществляется тесное взаимодействие с социальным педагогом, педагогом-психологом, воспитателем, специалистом по социальной работе в целях достижения в целях достижения единства требований и согласования действий социозащитного учреждения.

Содержание работы специалистов приюта с родителями включает: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в реабилитационный процесс; участие родителей в проведение общественно-полезного труда. Каждое из этих направлений работы реализуется через систему групповых и индивидуальных форм работы (родительские собрания, беседы, практикумы, индивидуальные (тематические) консультации, поручения), трудовые десанты, спортивные соревнования и обсуждение книг.

На сегодняшний день политика государства в отношении семей, испытывающих трудную жизненную ситуацию, направлена на профилактическую работу по раннему выявлению семейного неблагополучия. В связи с этим положением, и основываясь на 22 статью Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N442-Ф3 ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» в план реабилитационной работы на 2014-2015 годы включил комплексную работу по профилактическому сопровождению семьи – технологию семейного визитирования. Семейное визитирование предполагаетвыход специалиста или специалистов в семью для создания специальных условий успешной социальной и психолого-педагогической адаптации семьи и ребенка. Во время визитирования специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьёй, родственниками, наблюдает за семьёй в обычной домашней обстановке, исследует её психологический климат, обстановку, в которой живут дети.

Вначале специалистами приюта разрабатывается «дорожная карта» сопровождение семьи, которая послужит оказанию помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения в конкретно взятой семье, испытывающей трудную жизненную ситуацию. Будет создан семейный клуб «Преодоление», который позволит оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителей и детей. Далее для каждой семьи будет разработана программа семейного визитирования «Мой дом-моя крепость» для сбора и анализа информации об асоциальных семьях; установления социального диагноза. В рамках реализации этой программы планируются поездки по святым местам для приобщения к духовно-православным ценностям, уроки физического и социального здоровья с целью оздоровления семей, приобщения к спортивной занятости, формирования навыков здорового образа жизни; провидение иппотерапевтических занятий, посещение аттракционов городского парка культуры и отдыха для организации культурно-досуговой деятельности семей.

Реализация данной технологии позволит использовать естественную среду в реабилитационном процессе, что будет способствовать стабилизации у членов семьи психических процессов, их эмоционально-волевой сферы, развитию познавательной деятельности, творческих способностей, а также поможет скорректировать и внутрисемейные отношения, оказать помощь родителям в ликвидации последствий воздействия негативных психических факторов семейной жизни.

Такая работа направлена на формирование адекватной позиции родителей по воспитанию ребенка, повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» воспитатель Зотова Вера Петровна

135
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!