Применение инструментов бережливых технологий в ДОУ
Применение инструментов бережливых технологий в организации
развивающей предметно-пространственной среды детского сада
Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Cтатья посвящена развитию идей формирования бережливого сознания у дошкольников, формированию у них разумных потребностей и бережливого отношения к окружающему миру. Образовательная программа детского сада по применению бережливых технологий представлена пятью содержательными блоками, каждый из которых направлен на воспитание социально ответственной личности ребенка. Ключевые слова: организационно-развивающая предметно-пространственная среда, воспитательно-образовательный процесс, бережливость, бережливое сознание дошкольника. Принципы бережливого производства сегодня внедряются во все сферы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д.
Дошкольное образование имеет много специфических особенностей, поскольку детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодились универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Цель работы — применение инструментов бережливого производства для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и улучшения качества услуг в дошкольном учреждении. Мы трудимся на благо наших детей, в которых с ранних лет необходимо развивать такое важное качество, как бережное отношение ко всему окружающему. Важно сформировать у детей умение понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться. Мы стараемся воспитывать у дошкольников привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия. Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Бумага, тетради, карандаши, краски, кисточки — всё это доступно, и дети часто не ценят этого. Бережливость должна распространяться и на отношение ко времени. Дошкольнику трудно самостоятельно контролировать расход времени. Организуя деятельность детей, мы разъясняем детям, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени порождает недисциплинированность. Работу по формированию «бережливого» сознания мы условно разделили на блоки:
1 блок «Бережём себя»
Безопасность была и будет приоритетным звеном в деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, используем метод воздействия на сенсорику. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и применять взрослые, и дети: Непосредственная опасность — красный цвет. Возможная опасность — желтый цвет. Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначены пути эвакуации и круг на эвакуационной двери. У ребёнка подсо знательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. А жёлтые круги на дверях предупреждают о том, что надо быть внимательнее, дверь может открыться.
2 блок «Бережём время»
С целью экономии времени педагоги используют простые, понятные детям алгоритмы последовательности действий, которые позволяют оптимизировать текущие процессы: «Правильно раскладываем вещи в своём шкафчике», «Моем руки правильно», «Заправляем кровать», «Накрываем на стол» и др. Основная цель стандартизации ежедневных операций — посмотрел, вспомнил, повторил в действии. В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят алгоритмы размещения вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребёнок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Чтобы избежать нравоучений дома многие родители переняли наш опыт.
3 блок «Бережём место»
Мы приучаем воспитанников убирать всё на свои места. Маленькие дети, собирая игрушки, кладут их на любое свободное место, а потом этот беспорядок разбирает воспитатель и тратит лишнее времени. Сейчас у каждой вещи есть своё обозначенное место, что помогает детям легче и быстрее навести порядок. Похвала для ребёнка лучшая награда. Рано или поздно малыш поймёт, что убирать всё на свои места выгодно и приятно. Знаки визуализации помогают ребенку быстро сориентироваться, что где находится, куда поставить пирамидку, где лежит тот или иной конструктор. Теперь ребятам не представляет труда найти нужную книгу и вернуть ее после просмотра на место. В книжном уголке книги расположены в контейнерах с определенной цветовой маркировкой: в контейнере с желтой маркировкой — книги по теме недели, с красной — сказки, с синей — познавательная литература. При разработке «умного стола» мы используем метод теней. Сначала на стол приклеили трафареты (для салфетки, суповой тарелки, тарелки для второго, поднос для бокалов и т.д.). Это нецелесообразно, т.к. все столы используются для образовательной деятельности. Поэтому перенесли данные трафареты на клеенку, которая используется по мере необходимости. В жаркий летний день дети много времени проводят на веранде — играют в настольные и сюжетно-ролевые игры. Для удовлетворения потребностей детей педагоги определили места для транспортных средств и для спокойных игр детей. В решении данной проблемы помог метод зонирования. Теперь и в группе каждая машинка имеет свой личный гараж.
4 блок «Бережём всё вокруг»
С помощью бережливых технологий мы приучаем детей и к экономии. Так, например, в туалетных кабинках появились графические инструкции, напоминающие о том, что нужно экономно использовать туалетную бумагу, а значок «Капелька воды» у умывальников напоминает о необходимости экономить воду. О том, что уходя нужно гасить свет, сигнализирует значок «Лампочка» возле выключателя. И хоть сами дети достать до него не могут, они в случае чего обязательно напоминают своему воспитателю: «А свет!?».
5 блок «Бережём время родителей»
Навигация начинается от порога детского сада. Здесь родители могут сразу получить информацию о том, на прогулке дети или в группе (передвижной флажок). В данном случае бережём время родителей и труд уборщика служебных помещений. В раздевалке ориентироваться в новой информации родителям помогают сигнальные значки, которыми педагоги отмечают вновь появившуюся информацию. Наши родители приняли нововведения и благодарны за них. Отмечают, что дети стали более собранные и приобщаются к порядку. В своей работе мы придерживаемся принципа разумной достаточности, что необходимо малышам совершенно не нужной детям старших групп.