ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Воспитатель Бедрединова А.И.

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», — Д.С. Лихачёв.

В наш век интернета и глобализации человечества проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения как никогда остро стоит перед родителями и педагогами.

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям: родителями, воспитателями детских садов, учителями в школе и преподавателями в ВУЗах. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей будущей жизнью.

К сожалению, в настоящее время материальные ценности чаще
всего доминируют над духовными
, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме и любви. И, несмотря на то, что вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников есть наиболее актуальное направление государственной политики Российской Федерации, что отражено в Концепции модернизации образования и ФГОС.

Нравственные приоритеты общества вырабатываются историческим опытом нескольких поколений и находят отражение в семейных, культурных, социально-исторических и религиозных традициях. Духовно-нравственное воспитание личности ребенка есть сложный процесс, решение задач которого невозможно без согласования действий всех участников образовательного процесса, поэтому воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Основы духовно-нравственной культуры личности формируются ещё в дошкольном детстве. Дошкольный возраст – период самого активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина и члена нашего общества. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение, ведь ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе своих естественных потребностей: про чувствовании, познании, оценивании, осмыслении. Однако многие общепринятые в нашем обществе ценности вызывают у детей и их родителей отторжение. В условиях активного взаимопроникновения и обновления культур повышается риск нарушения баланса между национальными и интернациональными, «старыми» и «новыми» компонентами культуры конкретного народа. Предотвращение нежелательных социальных и культурных перекосов в процессе социализации подрастающего поколения, недопущение его отрыва от национальных корней – важнейшая задача современной педагогики.

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям своего детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным – таким его делает воспитание. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями они его обогатят. Именно поэтому воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родной республики, нашей страны); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерные для данной местности или данного края моменты.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество (да и не только оно) весьма остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И именно поэтому сегодня каждый из нас – и педагог, и родитель – понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Величайший педагог прошлого столетия В.А. Сухомлинский сказал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…, Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать ещё в стенах дошкольного учреждения. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий, неразрывности сказанного слова и сделанного дела. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, психически и духовно здорового человека.

В связи с этим в нашем детском саду одной из ключевых целей воспитания и развития дошкольников является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала воспитанников через гармоничное построение психолого-педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях нашей страны и родного края – России и Республики Мордовия.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют их гармоничному и духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться попросту бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость будущего гражданина и члена общества.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями и обычаями народов России, помогает воспитывать любовь к истории, культуре нашего народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует его общую духовную культуру.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого широко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве и спустя века сохраняются особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения народов России являются богатейшим источником духовного и нравственного развития дошкольников.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к духовности, культуре и общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем основы нравственности, патриотизма, а также сформировать правильное самосознание и индивидуальность.

Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям и воспитателям. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий, неразрывности сказанного слова и сделанного дела. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого его участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет полную оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

88
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!