"Развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
Дошкольное образование
Воспитание духовно-нравственных качеств,
развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
(статья, обобщение педагогического опыта)
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно — образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения? Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей.
Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию художественного воспитания современного ребенка. Погружаясь в мир прекрасного, дошкольник может значительно обогатить свой художественный талант, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.
Музейная педагогика на сегодняшний день в учебно-воспитательном процессе «Детского сада №68» занимает очень важное место. Она вводит ребенка в большой мир взрослых людей, помогает увидеть красоту, неповторимость художественно-эстетических человеческих творений, учит ценить и уважать традиции народа.
Уже стало традицией из года в год в нашем дошкольном учреждении проводить тематические дни, такие как: « День родного языка», «День православной книги», и т. д., где все участники образовательного процесса принимают активное участие. Воспитатели групп знакомят детей с традициями, обычаями, кухней, бытом определенного народа. На заключительном этапе подводится итог определенной темы, это — мероприятие совместно с детьми и их родителями. В ходе таких мероприятий возникла идея: создать большой проект в рамках годовой задачи ДОУ на 2022- 2023 учебный год: «Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитатели, в соответствии с возрастной группой детей, выбирали тематику мини музея в начале учебного года и непосредственно работали над своим мини проектом.
Важная особенность мини музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Главная задача мини музея – воспитание патриотизма, возвращение к истокам, знание культуры своего народа. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а в мини-музеях, созданных в группе не только можно, но и нужно. Можно самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать.
В музеях разных городов, ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, к развитию художественного воспитания.
В своей группе (старший подготовительный возраст), мы создаем экспозицию мини музея «Мини музей детской книги». Музей знакомит детей с детскими поэтами, писателями и с их книгами. Дети с удовольствием их рассматривают. Видят красоту и самобытность творчества.
Внедряя музейную культуру в различные продуктивные виды деятельности, мы учим детей находить:
1. Связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их отражением в рисунках, лепке, аппликациях.
2. Учим видеть цельный художественный образ в единстве изобразительных средств (цвет, форма, линия и т.д.).
3. Развиваем эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, знать, кто их создает, потребность общения с ними.
4. Формируем эмоционально-ценностное отношение к социуму.
Использование музейной педагогики в ДОУ побуждает детей активно и творчески мыслить, поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.