«Усатый - полосатый»
Цель: Развивать художественно-эстетическое восприятие ребенка средствами художественной литературы. (Произведение С. Я. Маршака «Усатый — полосатый»).
Задачи: Закреплять знание произведений С. Я. Маршака. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования (рисование жесткой кистью и ватными палочками). Формировать умение детей передавать образ котенка. Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать образное восприятие и изображение. Развивать воображение детей, умение представлять себе предметы по их схематическим изображения. Развивать коллективную мыследеятельность. Воспитывать интерес к литературе; любовь к животным, умение ухаживать за ними; дружеские чувства.
Материал: Книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, простые карандаши, жесткие кисточки, тонкие кисточки, ватные палочки, гуашь разных цветов на каждого ребенка, альбомные листы, вода, презентация «Усатый -полосатый», схема рисования котенка.
Словарная работа: красивый, пушистый, серый, ласковый, шерстка – мягкая, густая, гладкая; действия: ухаживать, кормить, гулять, играть, мяукает.
нравственные отношения к животному: любить, гладить, не обижать.
Предварительная работа: Чтение произведения С. Я. Маршака «Усатый -полосатый», рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание картинок с изображением кошек и котят.
Ход ОД
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня нам предстоит очень интересная работа, а пока послушайте загадку:
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(кошка)
— Кто это? (Кошка)
— Правильно! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями детского писателя и поэта С. Я. Маршака. Какие вы уже знаете сказки про животных С. Я. Маршака? (Сказка о глупом мышонке, Сказка об умном мышонке)
— А мы сегодня познакомимся со сказкой про котенка, и называется она «Усатый – полосатый». Послушайте отрывок из сказки, «Усатый – Полосатый»
Жила была девочка.
Как её звали,
Тот и знал
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Столько зим,
Столько лет,
Сорока ещё нет.
А всего четыре года
И был у неё…
Кто у неё был?
Серый, Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой?
Котенок.
А давайте немного поиграем.
2. Игра «У нас не кот, а котище»
У нашего котище — огромные глазища, — широко раскрыть глаза
У нашего котище — длинные усища, — показать усы
У нашего котище — острые когтища. – показать ладони, согнуть фаланги пальцев
Моется котище с каждым днем все чище, — показать, как вылизывает кот лапы
Отмывает мордочку от остатков пищи. – облизывает языком мордочку
Вечером охотится в чулане за мышами – пройти тихо на носочках
И играет в ладушки с соседними котами. – хлопки в парах
3. Рассказ.
— Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на котенка внимательнее. Давайте посчитаем, сколько у него лапок? (Четыре)
— А сколько, ушек на головке? (Два)
— Молодцы! И один пушистый хвостик. Ребята, а как вы думаете, котята могу говорить? (Нет)
— Послушайте отрывок сказки. Как девочка учит котенка говорить.
Стала девочка учить котенка говорить:
Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»!
Вот какой глупый котенок!
— Научила девочка говорить котенка? (Нет)
— Вот какой он глупый котенок, не может говорить. Ребята, а как вы думаете, что кушает котенок. (Молоко, сметану, колбасу, мышей)
— Послушайте дальше сказку, чем кормила девочка котенка.
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки.
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски
Отвернулся он от миски
Принесла кусочек сала
Говорит котенок: — Мало!
Вот какой глупый котенок!
— Не ест, наш котенок, овсяной кашки, редиски. Вот какой глупый котенок!
4. Пальчиковая гимнастика
«Кошкин дом»
К богатой кошке гость пришел, — указательный и средний пальцы «шагают» по столу
Известный в городе козел – загибают пальцы, начиная с большого
С женой, седой и строгой,
Козою длиннорогой.
Петух явился боевой,
За ним пришла наседка,
И в мягкой шали пуховой
Пришла свинья-соседка.
5. Рисование.
— Ребята, а как вы думаете, для чего у нас на столе краски? (Чтобы нарисовать котенка)
— Давайте, ребята вместе попробуем нарисовать котенка, чтобы он был у нас усатый полосатый.
6. Этапы рисования
— Будем рисовать по схеме сначала простым карандашом.
-Заполняем рисунки красками, цвет выбираем сами. Чтобы котенок получился пушистым, закрашиваем его жесткой кистью способом примакивания.
— Ватными палочками прорисовываем полоски у котенка на спинке, хвостике.
— Тонкой кистью рисуем глазки, носик, ротик, усики у котенка.
7. Практическая часть
На листе бумаги посередине дети рисуют простыми карандашами контур котенка, затем раскрашивают его кисточками и ватными палочками. Воспитатель напоминает детям правила работы с красками и рисования кистью и ватными палочками.
8. Итог.
-Ребята, мне кажется, у нас получились замечательные котята. У каждого получился свой котенок, пушистый, мягкий, озорной ну и конечно усатый и полосатый.
— А сейчас вспомните:
-Чем занимались сегодня?
-Как называется произведение, которое вы слушали?
— Кто его автор?
— Назовите главных героев этого произведения.
— Сколько лет было девочке?
— Как ухаживала девочка за котенком?
— Скажите, ребята, как вы думаете, котенок был глупенький?
— Почему вы так думаете?
Устроить выставку работ.