Сюжетно-ролевые игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Игра – универсальное и незаменимое средство физического воспитания детей. В дошкольном возрасте игры занимают главное место среди физических упражнений. Подвижные игры в комплексе захватывают все виды свойственных человеку движений, оказывая комплексное воздействие на растущий организм, на все стороны личности ребёнка. Особое место среди подвижных игр занимают сюжетные (имитационные игры). В этих играх дети воспроизводят то, что видят вокруг себя.

Для самых младших дошкольников сюжетные игры составляют более половины игрового материала учебной программы ДОУ. Малышам свойственна склонность к образному подражанию в ролевых играх, например, как ходит кошечка, прыгает лягушонок, бегает обезьянка и т.д.
Подобные игры удовлетворяют стремление дошкольников к выдумке, творчеству, фантазии, тем самым помогают им расширить и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные игровые роли, изображая разнообразные действия, дошкольники практически используют свои знания о повадках животных, птиц, труде взрослых, у них развивается самостоятельность, активность, сообразительность.
В сюжетно-ролевых играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, ребенок подражает показывая зайчика, в это время идет навык отрабатывая техники «прыжка».
Дошкольники, увлечённые сюжетом игры, могут выполнять с интересом и при том много раз различные движения, не замечая усталости. А это, в конечном счёте, способствует развитию физических качеств личности ребенка.
Как показывает опыт, сюжетные игры и имитационные упражнения приносят наибольшую пользу тогда, когда они соответствуют умственному и физическому развитию ребёнка и проводятся в наиболее благоприятных условиях (хорошо оборудованные спортивные залы и площадки).
Сюжетное занятие — одна из организационных форм проведения занятия по физической культуре, способствующая воспитанию интереса дошкольников к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, разминка по кругу проводится в форме игры «Путешествие в лес», все упражнения имеют сюжетную форму, покажи, как качается листочек на ветру, как тянется веточка ягоды к земле, игра покажи дерево, покажи пенек – приседания).
Игры не должны быть долгими, иначе дошкольникам процесс игры может стать утомительным и не интересным. В вводной части занятия мы подводим детей к сюжетно-ролевой ситуации, а уже основная часть должна нести конкретных характер сюжетно-ролевой игры.
Если в первой части берется «Путешествие в лес», «Путешествие в морское царство» и т.д., то во второй части занятия мы ставим определенную тематику, например, можно взять конкретную сказку. Основные общеобразовательные упражнения можно провести по сказке «Колобок», начинаем с шейного отдела – покатился колобок, затем встретил зайца – прыжки, волка – повороты, медведя – топтание на внешней стороне стопы и т.п. В процессе такой игры дети настолько увлечены игрой, что начинают сами придумывать подходящие упражнения.
Как двигательная деятельность сюжетно-ролевая игра имеет ряд особенностей. Наиболее характерные из них – самостоятельность играющих, дети сами могут придумать название какому-либо упражнению или сравнить на что или кого оно похоже создавая образность движений.
Заключительная часть как правило состоит из подвижной и малоподвижной игры. Подвижную игру так же можно организовать по какой-либо сюжетной линии (например, обыграть какой-либо эпизод сказки, это такие игры как «Лиса у куры», «Запасливые хомячки» и т.д.) Малоподвижная игра несет больше рефлексивный характер, здесь можно закрепить знания, полученные на занятие (например, игра «Мяч в руки»: вопрос-ответ, или «Море волнуется»: фигура из сказки замри).
В таких играх оборудование спортивного зала превращается в атрибутику для сюжетно – ролевых игр (например, обруч – это карета для Золушки, гимнастическая палка – лошадка для скачек и т.д.)
Для дошкольного возраста характерны комплексы сюжетно-ролевой гимнастики. Такие комплексы гимнастики имеют свои закономерности строения и развития: от простого к сложному; от медленного к быстрому; преемственность упражнений, т.е. одно упражнение плавно перетекает в другое (например:
Ходит кот по лавочке, (ходьба на месте)
Водит кошку за лапочки: (взялись за руки)
Топы, топы по лавочке! (топаем)
Цапы, цапы за лапочки! (стучим друг друга по пальчикам)).
Количество упражнений может колебаться. Это зависит от сложности движений и от возраста детей. Примерное количество упражнений для детей двух лет – 4; трех – 5; четырёх – 5-6; пяти – 6-8; шести – 8-10. Для утренней гимнастики упражнения должны быть: известные, хорошо освоенные детьми; простые по структуре, координации; обязательны упражнения на формирование осанки, стопы; в комплексе должны присутствовать дыхательные упражнения и подскоки.
С одной стороны, сюжетно-ролевые игры дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти занятия должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.
Сюжетно-ролевые игры способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие занятия создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. В сюжетно-ролевых играх дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами физической культуры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому достигает высоких показателей физических навыков дошкольников.
129
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!