Конспект занятия по математике в старшей группе "Математическое царство"
Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое царство»
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие задачи: • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы: • Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Раздаточный материал: математический набор цифр, геометрические фигуры, белые листы бумаги, медали.
Ход занятия:
Воспитатель:Здравствуйте, ребята. А теперь давайте поздороваемся и друг с другом. Солнце утром рано встало ( потягиваются) Всех детишек приласкало (обнять ребенка) С добрым утром, глазки, вы проснулись? (глаза) С добрым утром, щечки, вы проснулись? (массируют щечки) С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют ушки) С добрым утром, ручки, вы проснулись? ( гладят кисти рук) С добрым утром, солнце, я проснулся! ( тянут руки вверх)
Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
Письмо:« Здравствуйте ребята, старшей группы»! Пишет вам царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь! Злая колдунья заколдовала меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране».
Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Дети «Да, да поможем!»
Воспитатель: Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно нам ответить на вопросы. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными. Но самое главное, чтобы вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Давайте разомнемся, ответьте на мои вопросы:
«Математическая разминка»
1.Какое сейчас время года?
2.Сколько месяцев в каждом времени года?
3.Назовите зимние месяцы?
4. Сколько дней в неделе?
5. Сколько в неделе выходных дней?
6.Сколько солнышек на небе?
7.Сколько глаз у светофора?
8.Сколько пальцев на одной руке?
9.Сколько пальцев на двух руках?
10. Сколько солнышек на небе ночью?
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы на все вопросы ответили правильно.
и теперь мы с вами можем отправляться в математическую страну.
Давайте кажем волшебные слова:
«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем – скажем «АХ» — и окажемся в гостях»
Воспитатель: Вот мы и оказались в царстве. (картинку царства на экране)
Присаживаемся на свои места (у каждого на столе математический набор цифр).
А вот и первое задание:
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10).
посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
попробуй посчитать по другому — обратный счёт от10 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
Какое число вы поставили между числами 2 и 3?
Какое число вы поставили между числами 1 и 3.
Какое число вы поставили между числами 4 и 6.
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 8;
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Следующее задание Игра «Молчанка»
Воспитатель У вас на столах лежат карточки.Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
— Сколько пальцев на правой руке?
— Сколько глаз у светофора?
— Сколько носов у двух собак?
— Сколько ушей у двух мышей?
— Сколько хвостов у трёх котов?
Встаньте возле своих столов, давайте немножко отдохнём.
Физминутка
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.
Игра «Загадки — отгадки».
Три вершины, Три угла,
Три сторонки –Кто же я? Треугольник.
Нет углов у меня И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! Круг.
Он похожий на яйцо Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность — Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (овал).
Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего фигур на ваших столах?
Дети: 5
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе».
— Поставь квадрат в правый верхний угол.
— Поставь круг в середину листа.
— Поставьте треугольник в левый нижний угол.
— Поставьте овал в левый верхний угол.
— Поставьте прямоугольник в правый нижний угол
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием
В этом городе живет еще и волшебник, который очень любит рисовать. У него приключилась беда, его карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем ему, сделаем карандаши снова цветными.
Посмотрите, у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый карандаш – желтым цветом, четвертый – синим, второй – зеленым, пятый – красным, третий – коричневым, а шестой – оранжевым (дети закрашивают карандаши).
— Молодцы! Скажите, на котором по счету месте – синий карандаш? Какого цвета карандаш на пятом месте? На котором по счету месте желтый карандаш?
— Молодцы! Вот карандаши волшебника стали цветными, а волшебник хотел нам что-то нарисовать, но не успел и оставил только точечные контуры своих рисунков. Для восстановления рисунков нам надо соединить все точки и тогда мы узнаем, что хотел нарисовать волшебник. (Дети обводят по точкам и получают рисунок «рыба»).
Подведение итогов:
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом царстве. Царица вам очень благодарна за помощь, передаёт вам медали.
Рефлексия
Вам понравилось выполнять задания? Какие задания больше понравились? (ответы детей). Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
У меня на тарелочке лежат смайлики, выберите такой смайлик, какое настроение у вас осталось после нашего занятия и прикрепите его на доску и расскажите почему выбрали этот смайл.
А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны!
Нам пора возвращаться в нашу группу.
Говорим волшебные слова:
«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем – скажем «АХ» — и окажемся в гостях».
Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!