Сюжетно – ролевая игра как средство формирования социально-активной позиции дошкольников.

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка — игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать.

В-третьих, отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим.

Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров. И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит, не формируются как личности. И по окончании дошкольного периода в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Таким детям не просто найти место в коллективе, включиться в учебный процесс. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. В игре при совместной игровой деятельности ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми. И более всего этому способствует сюжетно-ролевая игра.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА– это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевой игры. Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры. Ребенок постепенно начинает выделять “смысловое и руководящее значение правил”, вместо личных побуждений выступают общественные. Сюжетно-ролевая игра — подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Говоря о социальном воспитании дошкольника, прежде всего имеется ввиду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

— Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;

— Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;

— Принимать самостоятельные решения;

— Предвидеть последствия чужих ошибок, учиться на своих;

— Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра. Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырёх лет дети играют, моделируя знакомые им социально-ролевые взаимодействия, в «дочки-матери», «магазин», «приём гостей». В семь лет ребёнок играет в «школу», «путешествия». Необходимость игры объясняется потребностью детей примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни. Также с помощью игры мы можем показать ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для ребёнка форме, но в тоже время не травмируя его личность. Для того, чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательными, обучающими, необходимо:

1) Чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.

2)Чтобы педагогическое сопровождение сюжетных игр строилось с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка.

3) Чтобы предметно-игровая среда детского сада была динамично-изменяющейся, а в её создании принимали участие дети и их родители.

Необходимо уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития.

При правильном подходе при составлении и внедрении в образовательно-воспитательную практику ДОУ новых, дополнительных и более современных сюжетно-ролевых игр, имеющих социально нравственную основу, социально активная позиция дошкольников будет формироваться более успешно и плодотворно. Этому будут способствовать следующие условия:

-Систематическое проведение игр, бесед, наблюдений.

— Создание «проблемных» ситуаций, предполагающих в своём разрешении усвоение социально допустимых норм поведения.

— Привлечение родителей к активному участию в жизни и деятельности детей.

Положительных результатов в работе можно добиться только в тесном контакте с родителями. Прежде всего, для развития сюжетно-ролевых игр необходимо оснащение группы предметно-игровой средой. И тут помощь родителей трудно переоценить. Также необходимо чтобы дети имели разнообразные впечатления об окружающем мире. И здесь тоже трудно обойтись без помощи семьи. Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на полях, фермах, в учреждениях, заинтересованность их трудом и отдыхом служат богатейшим источником для детских игр.

Литература:

1.Краснощёкова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста».

2.Михайленко Н. Я., Короткова Н.В. «Организация сюжетной игры в детском саду»

3.Программа «Детство»

229
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!