ООД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Природа – наш общий дом»
Ход занятия:
(Дети встают полукругом)
В. — Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»:
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
В. — Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы.
В.- Ребята. А что такое природа? (ответ детей)
В. – Правильно ребята, мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый. Каждый из нас живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом этот дом –Природа.
В. — Человек не может прожить без природы. Ему нужна вода, воздух, солнце, растения, животные.
1. Воспитатель:
В. — Нам в детский сад пришло письмо от Волшебнице Феи хранительнице царства природы. Сейчас мы его прочитаем и узнаем, что написано в нем.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я Волшебница Фея хранительница царства природы! Злая колдунья заколдовала наше большое царство «Природа» и теперь тут все перепуталось. Она заколдовала даже людей, и они стали вредить природе. Я сама не могу снять заклятие и прошу вас о помощи. В месте с письмом я вложила карту нашего царства, для того чтобы ее посмотрели, взяли с собой и попав в волшебное царство не запутались в нем и смогли вернуться обратно в детский сад. С уважение Волшебница Фея.
В. — Ребята, поможем «Волшебнице Феи», отправимся в путешествие? Д. — ответ
В. — Для начала давайте посмотрим карту, и посмотрим куда мы отправимся.
1. Воспитатель:
В. — Посмотрите, сначала из детского сада мы попадаем куда? (горы). (Воспитатель вместе с детьми переходит к столу «горы»).
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
В. — Ребята, на какие два вида делится природа? (на живую и неживую).
В. — Посмотрите перед нами расположены картинки с живой и неживой природой.
В. — Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. (Дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).
В. — Какие же вы молодцы! Здесь мы помогли нашей Волшебнице Феи!
В. — Ребята посмотрите на карте есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.
В. — Как вы думаете, что такое вулканы? (Ответы детей).
В. — Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как — будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.
В. — Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож? (ответ детей: Похож на пирамиду, конус.)
В. — Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? (ответ детей: На большую яму, воронку.)
В. — Верно. Вы знаете, как называется эта часть вулкана? (ответ детей: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана)
В. — Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
В. — Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…
В. — Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан, кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю.
В. — Скажу сразу что без взрослых этот опыт проделывать нельзя. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в кратер нашего вулкана все необходимые вещества для пробуждения нашего вулкана. А теперь внимание! Посмотрите, что происходит?
В. – Ребята, вам понравилась?
В. — Ну вот ребята, первая помощь природе мы оказали!
2. Воспитатель:
— Посмотрим на карту, куда нам отправляться теперь (Дети переходят к столу «Лес»).
Дидактическая игра «Дикие животные севера и Африки».
В. — Смотрите, ребята, сколько здесь много разных животных! Но посмотрите внимательнее, что-то здесь не так (в лесу находятся и дикие обитатели Севера и Африки). — А каких животных называют обитателями Севера? Какие Африки? (ответ детей)
В.- Давайте с вами распутаем эту путаницу и переместим диких животных теплых стран в Африку, а диких животных холодного Севера на Север. (Дети выполняют задание).
В.- Молодцы ребята!
3. Воспитатель:
В. — Что же дальше изображено на карте? (поля и луга). (Дети переходят к столу «луга»)
В. — На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. (Дети замечают, что на лугу совсем нет цветов).
В. — Надо украсить луг цветами! Вот здесь есть много разных цветов, но разве все они растут на лугу? (дети берут только полевые цветы и называют название, а декоративные оставляют).
В.- А теперь давайте украсим нашу клумбу красивыми садовыми цветами. (дети берут садовые цветы и называют название).
В. — Как много мы уже помогли нашей природе, давайте сейчас немного отдохнём!
Физкультминутка «Цветы»
На лугу растут цветы – (потянуться)
Небывалой красоты – (руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними подтянись и ты – (потянуться)
Ветер дует иногда,
Только это не беда – (махи руками)
Накланяться цветочки,
Опускают лепесточки – (наклоны)
А потом опять встают и по-прежнему растут.
3. Воспитатель:
— Ну вот мы и отдохнули! А теперь на карте изображены (моря и океаны). (Дети переходят к столу «моря и океаны).
В. — Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена).
В. — Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны, нам нужна чистая вода, правда?
В. — Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей).
В. — Всё живое на земле погибнет если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте.
В.- Скажите, а вы знаете как человека загрязняет воду в водоёмах? (ответ детей: отходами с производства и мусором).
В. – Правильно ребята, предприятия сбрасывают отходы прямо в реки, так же мусор, оставленный человекам на берегу реки или моря, волной смывается в воду. А как мы знаем с вами все реки впадают в моря, а моря в океаны. От загрязнения воды в реках, морях и океанах страдают водные обитатели. (показ иллюстрации)
В. — Ребята можете назвать обитателей морей и океанов?(ответ детей)
В. — Люди создали специальные фильтры по очистке воды. Также люди создали мусороперерабатывающие заводы, где сортируется весь привезенный мусор. Часть мусора идет на переработку в удобрения, другой мусор на вторичное производство, остальной мусор утилизируется. И сейчас мы с вами отсортируем мусор по подходящим контейнерам, тем самым поможем природе.
В. — Ну вот ребята, теперь вы знаете, как сортировать мусор и для чего это нужно делать, а также ребята давайте будем беречь нашу природу и не оставлять мусор где попало.
В. — Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками!
В. — А теперь пора завершить наше путешествие и вернуться обратно в детский сад
Подведение итога:
В. — И вот мы снова вернулись в детский сад!
В. – Ребята есть такие растения и животные, которых очень мало в природе, и чтобы они совсем не исчезли, люди охраняют и берегут их и заносят в красную книгу (показ изображения красной книги). В эту книгу заносят все исчезающие виды животных: леопард, барс, белый медведь, панда и др.
В.- Ребята вы знаете какие растений занесены в красную книгу? (ландыш, подснежник)
В. – А, как называют людей, которые уничтожают редких животных и растений? (ответ детей: браконьеры).
— Понравилось вам помогать природе?
— Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей)
— Мы ещё много раз будем помогать природе оставаться такой же прекрасной, какая она есть сейчас!