«Развития мелкой моторики руки нетрадиционным способом у детей раннего дошкольного возраста»
Цель: применение нетрадиционных технологий для развития мелкой моторики руки в адаптационный период для детей раннего возраста.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными нетрадиционными технологиями, которые оказывают положительное воздействие на развитие мелкой моторики руки адаптационный период для детей раннего возраста.
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физиологической ломки происходит преодоление психологических преград. И поэтому перед педагогами стоит задача поиска эффективных форм и приемов не только адаптации ребенка к условиям детского сада, но и полноценного развития в нем. Но как мы знаем, что на всех этапах развития ребенка важную роль играет движение рук. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Поэтому упражнения и игры, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства с помощью различных технологий как традиционных, так и нетрадиционных.
Объём используемых технологий для развития мелкой моторики руки в адаптационный период в моей практике весьма большой. Они разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на ребёнка. В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы для развития мелкой моторики детей.
Но в большей степени практикую такие нетрадиционные технологии как: Су — Джок-терапию, пластилинографию, кинезиологические упражнения.
И мне бы сегодня хотелось поближе познакомитьвас с вышеназванными технологиями. Возможно, какие — то из перечисленных технологий вы тоже используете в своей работе.
А сейчас я хочу поближе познакомить вас с одной из технологий–кинезиологические упражнения.
Что же такое кинезиология? Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического развития детей через определенные двигательные упражнения.
Существует эта наука уже 2000 лет, используется она во всём мире.
Кинезиологические упражнения помогают развивать мелкую моторику руки, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность ребенка. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему.
Кинезологические упражнения необходимо проводить ежедневно, в утренний промежуток времени в течении 2-3 минут, в доброжелательной обстановке. Они помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус, укрепляют психофизиологическое здоровье детей, а в целом обеспечивается полноценное и гармоничное развитие ребенка.
Следующая технология, с которой я вас познакомлю – это Су — Джок терапия.
Су — Джок терапия — это последнее достижение восточной медицины.В переводе с корейского языка Су — кисть, Джок — стопа. Су Джок-терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга.
Массаж пальцев рук выполняется специальным массажным шариком, и может быть представлен в стихотворной форме.
Я мячом круги катаю, (катаем шарик между ладонями прямыми движениями
Взад – вперед его гоняю.слегка сжимая)
Им полажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.(движения по пальцам)
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А также упражнение с колечком. Прокатывают кольцо по пальцам по очереди.
На одной руке. На другой руке (на татарском языке)
Этот пальчик – дедушка. Бубармак – бабай.
Этот пальчик – бабушка. Бубармак – әби.
Это пальчик — папа. Бу бармак – әти.
Этот пальчик–мама. Бу бармак – әни.
Этот пальчик – я. Бу бармак – мин.
Это вся моя семья.
Этот массаж помогает снять напряжение, утомляемость и располагает к расслаблению.
Одна из технологий которую я применяю в своей работе это пластилинография.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям раннего возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
У детей развивается не только мелкая моторика, но и внимание, память координация движения рук, глазомер, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребёнка.
Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, снимает нервное напряжение, является одним из средств развития восприятия и познания мира. Малыши познают мир наглядно, через свои ощущения. Поэтому, первые занятия по пластилинографии я начинаю проводить с детьми уже на стадии адаптации к детскому саду. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе ребёнок осваивает прием надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, правильную постановку пальца, приём отламывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками, учится работать на ограниченном пространстве.
На втором, основном, этапе он учится не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку пальчиком, как будто закрашивая его.
На третьем, итоговом, этапе у ребёнка формируется личностное отношение к результатам своей деятельности, начинает проявляться самостоятельность в решении творческих задач.
Таким образом, развивая мелкую моторику у детей раннего возраста в период адаптации через различные виды нетрадиционной технологии, я с уверенностью могу сказать, что они оказывают положительное воздействие на всестороннее развитие ребенка, на его речевые способности, внимание, координацию в пространстве. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные технологии для развития мелкой моторики, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.