«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности".
Актуальность работы по использованию ИКТ — технологий в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Применение ИКТ — технологий в специально организованной экспериментальной деятельности ребёнка способствует развитию наглядно-образного мышления, формированию у ребёнка дошкольного возраста целостной картины мира. Использование информационных технологий закладывает у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом в дальнейшем успешной учебно-познавательной деятельности. ИКТ — технологии в совокупности с собственной экспериментально-продуктивной деятельностью формирует структурные компоненты системного мышления.
Использование ИКТ — технологий в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ – технологий в организованной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
В сложившейся ситуации меня заинтересовала проблема при организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, так как некоторые опыты сложны для воспроизводства, а процессы и явления сложно объяснить. Как сделать опытно экспериментальную деятельность доступной для всех? Поэтому я решила уделить внимание проблеме формирования у детей познавательной активности с помощью опытно – экспериментальной деятельности с использованием ИКТ — технологий.
Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателя в совместную исследовательскую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Использование ИКТ облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Информационно коммуникационные технологии расширяют возможности взаимодействия между ребенком и воспитателем и помогают формировать у детей такие умения и навыки, которые им необходимы для полноценной деятельности в XXI веке. Среди таких навыков:
самостоятельность и независимость;творчество и способность к инновациям;критическое мышление.Для воспитания поколения XXI века необходимо использовать новые педагогические методики. Среди них такие как:Активное обучениеМетод проектовЛичностно ориентированное обучениеНеформальное обучениеМетод экспериментовПрименение ИКТ в образовательной деятельности позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий — обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.Исходя из вышесказанного, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности.
Мной было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития исследовательской активностью дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольных учреждениях. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: найти наиболее эффективные средства, которые помогут развить у детей потребность познавать мир самому и при этом размышлять, и все это можно развить у детей с помощью экспериментирования.
Для внедрения в практику, нужно было сначала понять, а вообще нужно ли экспериментирование для детей 5 — 7 лет, интересно ли это детям. Для этого был проведен мною мониторинг по интегративным областям в результате, которого были выявлены следующие данные:
— у детей относительно снижены показатели познавательных способностей, логического мышления;
— дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления;
— испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, — недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации;
— испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.
Изучив данные показатели, я пришла к выводу, нужно не только расширять, но и углублять знания детей используя данный метод обучения и развития. Так же, мною было проведено анкетирование среди родителей старших дошкольников нашего детского сада, актуально ли экспериментирование для их детей и для них. Обработав анкеты, я выяснила, что 67% — родителей считают эту тему очень актуальной для своих детей и для себя, 21% — родителей считают, главное, что бы ребенок был хорошо подготовлен к школе, через любые методы и приемы развития и образования и 12% — родителей затрудняются ответить. Из выше изложенного, я сделала вывод, что данная тема очень актуальна и интересна родителям. Затем был поведен мониторинг среди детей 5 – 7 лет, исследовала предпочитаемый вид деятельности детьми, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Из мониторинга следовало, что на начало опыта, хотели и активно предпочитали заниматься экспериментальной деятельностью только 18% детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем использовать данный метод в своей практике, я изучила, прочла много материала ведущих авторов по данной теме, прежде всего материалы Ж. Пиаже – это он первый ввел термин «экспериментирование». Он проанализировал значение экспериментирования для подростков и детей старшего дошкольного возраста, при этом доказал, что экспериментирование дает реальное представление о явлениях природы, о различных объектах неживой природы, об их взаимосвязи. В качестве базовой программы определена, основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №29». Пособие «Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст». — Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений. Предлагаемое пособие посвящено рассмотрению экспериментально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте личностно-ориентированного образования культурологического типа. В пособии представлено содержание программы «Детское экспериментирование», технологии деятельности педагогов по руководству экспериментальной деятельностью дошкольников и планирование данного вида деятельности, а также примерные конспекты занятий. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер и является результатом исследований О.В. Дыбиной и обобщением экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей на базе ДОУ. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В книге представлены разработки заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Много дидактических игр, схемы, модели. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие» Александра Иванова. В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» — Н. М. Зубкова. В данной книге собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить родителями с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Изучив литературу и используя свои знания по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, я сделала вывод, что данный подход повышает эффективность системы работы по данной теме, при этом есть еще не использованные резервы, которые нужно изучать, использовать и внедрять. Все это определило мой выбор темы опыта работы.
Тeрмин «экспeримeнтирoваниe» пoнимается как особый спосoб практического oсвоения дeйствительности, направленный на сoздание таких условий, в которых предметы наиболее полномасштабно обнаруживают сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучeния и применяется для передачи детям новых знаний, а так же может рассматриваться как форма организации пeдагогического процeccа. Однако, экспериментированиe является одним из видов познавательной деятельности совместным для детей и взрослых.
Посмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по опытно — экспериментальной деятельности дошкольников, был отобран необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям, в достижении успешных результатов по формированию познавательной активности детей. В рамках реализации проектной деятельности были использованы активные методы и приёмы обучения для формирования у детей познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
1) живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
2) неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
3) человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Система конкретных педагогических действий выстраивалась от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей детей и была направлена на достижение поставленных задач. В работе применялись следующие методы:
Cлoвесные;
Наглядныe;
Практичeские;
Игровыe.
А также использoвались принципы:
Принцип научности:
üпредполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
üсодержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
üпредполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
üпредусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
üобеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
üпредполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
üформирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
üпредполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка — дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
üобеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
üосновывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно — экспериментальной деятельности;
üпредусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
üпредполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
üобеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
üпредусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
üпредусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения:
üведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений, значительно повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
ООД с детьми проводится, небольшими подгруппами или со всей группой детей, в зависимости от объема мероприятия и количества информации.
Опытно-экспериментальная работа с применением ИКТ – технологий проводилась 1 раз в неделю, но она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена, систематизирована.
В начале работы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников была поставлена цель: правильно организовать предметно – развивающую среду в группе и на улице. Поскольку без этого невозможно добиться положительных результатов.
В группе созданы мини-лаборатории «Юный эколог», «Юный химик», «Юный биолог», где дети проводят поисково — исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. Мини-лаборатории позволяют расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира, знакомят с различными свойствами веществ, развивают представления детей о некоторых факторах среды, создают условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Дети взрослели и объем знаний и умений, которыми они должны овладеть возрастал. Поэтому начиная со старшей группы начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В основе этого метода лежит поисковое поведение дошкольника. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями. Проектная деятельность позволяет организовать практическую работу по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении. Проекты помогают совместить все виды детской деятельности, объединить их одной темой и привлечь к реализации проектов родителей. Я совместно с родителями провела проект «Полезные и вредные продукты». Дети совместно с родителями исследовали состав покупаемых продуктов, сравнивали и анализировали.
В опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста очень эффективно используются ИКТ — технологии. В век информатизации дети с увлечением знакомятся с миром природы и её объектами с помощью современных технологий, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала. Мной была разработана серия презентаций и медиатека интерактивных игр по ознакомлению дошкольников с миром неживой природы, её объектами и явлениями.
Огромное значение в формировании у детей экспериментальных навыков, через них развитие познавательных способностей, принадлежит семье. Но родители испытывают затруднения в преподнесении полученных знаний из книг по экспериментированию, затрудняются в объяснение различных действия и методов проведения экспериментов и опытов, хотя им очень травиться показывать элементарные опыты дома. Поэтому для решения проблемных ситуаций, которые необходимо решать в процессе педагогической деятельности, важно тесное взаимодействие двух социальных институтов: семья и детский сад.