М. П. Мусоргский. Цикл "Детская"

Модест Мусоргский. Вокальный цикл «Детская»

Учебная цель:
• познакомить детей с творчеством М.П. Мусоргского, прослушать темы вокального цикла «Детская»

познакомиться с музыкальным произведением в форме «вокальных пьес»;
Воспитательная цель: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
Развивающая цель: развить эмоции, фантазию, воображение детей при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
Оборудование: аудио- и видеооборудование, портрет М.П. Мусоргского, слайды с иллюстрациями.

ХОД НОД

«Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, — являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», — писал об этом цикле В. Стасов.

  1. Вступительное слово

История создания

Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Не песенки для детей, а вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир ребенка, его психологию — вот что было в центре внимания композитора.

«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка.

В «Детской» господствует мелодированный речитатив, передающий тончайшие оттенки речи. Аккомпанемент скупой, подчеркивающий особенности мелодической линии, помогающий создать яркий, выразительный образ.

Шесть из семи номеров цикла имеют посвящения.

Сегодня мы познакомимся с одним произведением, он называется:

«С няней» — Мусоргский сделал знаменательное посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому».

№1. В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка. «С няней», как музыкальное произведение отличается удивительной гибкостью мелодии, поддержанной гармонически изобретательным аккомпанементом.

Рефлексия:

  1. Как называется музыкальный альбом, где описаны вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка. «Детская»
  2. Как называется пьеса, которую мы прослушали? «С няней»
  3. Сколько исполнителей? (один)
  4. Сколько действующих лиц в песне и кто они? (Двое: няня и малыш).
  5. Кто главный рассказчик? (Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку).
  6. А сколько образов сказок раскрываются в песне? (Образы двух сказок теснятся в голове ребенка).
  7. О ком идет речь в первой сказке? (О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали).
  8. О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка? (Веселая и смешная – о хромом царе, который “как споткнется, так как гриб вырастет” и чихающей царице. Она “как чихнет, так стекла вдребезги!”)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/29553/

http://www.proza.ru/2011/06/05/790

http://www.belcanto.ru/or-mussorgsky-detskaya.htmlЛ. Михеева

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/ea1ad8d8-d963-724b-fd00-9761f36be2b3/Musorgsky%20Detskaya.htm — Инна Астахова

По книге Г. Хубова «Мусоргский»

Москва

251
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!