Опыт работы на тему «Роль дидактической игры в развитии речи детей»
Опыт работы на тему «Роль дидактической игры в развитии речи детей»
Анисьина Татьяна Серафимовна.
Актуальность проблемы.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Неясная же речь, наоборот, весьма затрудняет взаимоотношения ребёнка с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребё нком разговорного языка: чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи. Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать её. В связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная. В ней наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития, формирование словаря детей, грамматического строя речи, фонематической стороны слова. Для того, чтобы успешно осваивать программу начальной школы, речь детей, поступающих в первый класс, должна отвечать требованиям современной школы: точность и ясность изложенной мысли, содержательность речи, последовательность, выразительность. Всему этому ребё нок учится в дошкольные годы с помощью взрослых: воспитателей, родителей.
Прочное место среди методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста занимает дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребёнка: любое знание, которое даёт дидактическая игра, усваивается ребёнком в словесной форме. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности и, конечно же, все дидактические игры способствуют развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Впервые я встретилась с детьми своей группы, когда большинству из них было 4 года. Наблюдая за детьми, анализируя данные диагностики, беседуя с родителями, я пришла к выводу, что в речи детей существует множество проблем: недостаточный словарный запас, нарушения в звукопроизношении, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение, односложность речи, неумение связывать между собой предложения и части высказывания, неумение строить описание и повествование.
Исходя из всего вышесказанного, я поставила перед собой цель: повысить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели мною были определены и решались следующие задачи:
1. Изучение методической литературы по темам: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста», «Дидактические игры как средство развития дошкольников».
2. Создание условий для речевой практики детей.
3. Подбор дидактических игр в соответствии с задачами воспитания и обучения, а также с учётом индивидуальных особенностей детей.
Для решения этих задач я использовала следующие формы работы :
— индивидуальная работа с детьми;
— работа с подгруппой детей;
— включение дидактических игр в НОД;
— взаимодействие с семьёй.
Поставленные задачи невозможно решить без создания соответствующих условий.
Речь ребёнка способна полноценно развиваться только при наличии определённой предметно-развивающей среды. Среда в группе оформлена таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. С помощью родителей в группу были приобретены различные игрушки, настольно-печатные игры, наглядный материал, книги (как художественная литература, так и познавательная). Весь игровой и дидактический материал расположен в поле зрения детей и доступен им.
Содержание деятельности.
Свою работу я начала с изучения теоретического материала по развитию связной речи детей дошкольного возраста, различных пособий по дидактической игре. Затем я оформила картотеку дидактических игр по звуковой культуре речи, по расширению словаря детей, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи детей. В последующем я сделала подборку дидактических игр по трём комплексам, в каждом из которых решались свои задачи развития связной речи детей. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры. Поэтому во все три комплекса мною были включены дидактические игры, направленные на развитие всех сторон речи детей.
Дидактические игры первого комплекса направлены на решение следующих задач:
— обогащение словаря детей, активизация в их речи глаголов, прилагательных;
— формирование и развитие фонематического восприятия;
— умение определять последовательность действий, высказываний в тексте;
— умение правильно строить предложения различного типа.
В дидактических играх данного комплекса большое место занимают игры с использованием игрушек. Рассматривая игрушку, дети подбирают нужные определения, образуя соответствующую форму прилагательного, глаголы, характеризующие действия, характерные для этого предмета. Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов повествовательного типа. В дидактических играх первого комплекса воспитатель при описании игрушки сначала берёт на себя ведущую роль, даёт образец, а затем он лишь направляет и контролирует ход игры, подводя тем самым детей к самостоятельному составлению небольших рассказов.
Дидактические игры этого комплекса направлены также на формирование у детей умения определять последовательность действий, событий в тексте и затем с помощью картинок, иллюстраций восстанавливать ход событий. В ходе этих игр дети овладевают навыками, необходимыми для построения связного монологического высказывания, отбирая лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, используя разнообразные синтаксические конструкции.
Дидактические игры второго комплекса направлены на решение следующих задач:
— формирование понимания ребёнком смысловой стороны слова;
— формирование самостоятельности высказываний;
— формирование умения использовать разнообразные способы связи предложений в тексте.
Особое место в дидактических играх второго комплекса уделяется играм, в которых у детей формируются умения точно использовать лексические средства родного языка. Дети знакомятся с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями. В дидактических играх этого комплекса также используются игрушки (одна или набор). Использование этих игр способствует дальнейшему обучению детей таким типам высказывания как описание, повествование и некоторым компонентам рассуждения. Дети знакомятся со структурой повествования, учатся определять его главную тему. Дидактические игры способствуют умению детей использовать разнообразные средства связи предложений.
Дидактические игры третьего комплекса направлены на решение следующих задач:
— формирование умения соединять отдельные части высказывания в единое целое;
— закрепление умения строить связное повествовательное высказывание.
В дидактических играх третьего комплекса дети учатся придумывать рассказы, используя наглядные модели, закрепляются умения детей соединять отдельные части высказывания в единое целое, продолжают формироваться умения строить разные типы высказывания, использовать разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Все комплексы взаимосвязаны. От одного к другому происходит постепенное усложнение лексического и грамматического материала, с одной стороны, а с другой – повторение и закрепление пройденного. Это позволяет более эффективно использовать такие формы работы с детьми как индивидуальная и подгрупповая работа.
Дидактические игры я провожу с детьми ежедневно в различных видах деятельности. Это обеспечивает систематичность работы по развитию связной речи детей.
Взаимодействие с родителями.
Наиболее эффективных результатов в работе с детьми можно добиться только при условии совместной работы родителей и воспитателей. Поэтому, я стараюсь свою работу строить так, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Мною разработаны консультации, памятки для родителей по проблеме развития речи детей дошкольного возраста, вопросы развития речи включаются в родительские собрания; проводятся индивидуальные беседы с родителями.
В результате проводимой работы расширился словарный запас детей, речь стала грамматически более правильная, логичная, последовательная. Дети способны создать высказывание повествовательного типа, используют разнообразные виды связей. У них появился интерес к словотворчеству, к сочинительству. Исходя из этого, можно сделать вывод, что задачи по обучению детей дошкольного возраста навыкам связной речи могут эффективно решаться в ходе дидактических игр. Игровая форма обучения делает этот процесс привлекательным для ребёнка и более результативным.
Комплексная подборка дидактических игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Комплекс №1.
№ п/п Название игры Цель игры
1. «Одень кукол красиво» Упражнять детей в назывании предмета, его цвета, в применении слов в разных грамматических формах.
2. «Чудесный мешочек» Учить детей находить предмет по его наиболее характерным признакам; описывать предмет, не называя его.
3. «Магазин» Учить описывать предмет.
4. «Кто что слышит?» Воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки.
5. «Что игрушка рассказывает о себе?» Учить описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь детей.
6. «Что этим можно делать?» Активизировать в речи детей глаголы, обозначающие характерные действия, которые можно выполнить при помощи тех или иных предметов.
7. «Кто что умеет делать?» Активизировать в речи детей глаголы, обозначающие характерные действия людей, животных.
8. «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» Учить называть действие словом, правильно употреблять глаголы.
9. «Узнай по описанию» Побуждать детей вспоминать и называть качества тех предметов, которые он не видит в данный момент, активизировать речь.
10. «Сравни зверят» Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки, включая их в связное высказывание.
11. «Что напутал Буратино?» Учить находить ошибки в описании и исправлять их.
12. «Разложи картинки» Учить выделять начало и конец действия и правильно называть их.
13. «А что потом?» Закреплять знания о деятельности детей в разное время дня, развивать припоминание, связную речь детей.
14. «Почемучка» Учить детей пользоваться союзом «потому что».
15. «Один — много». Упражнять в составлении простых предложений.
16. «Машенькино угощение». Упражнять в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
17. «Испорченный телефон». Развивать слуховое внимание.
18. «Живые слова». Упражнять в составлении предложений.
19. «Дополни предложение». Развивать речевую активность, быстроту мышления.
20. «Узнай и назови». Учить строить предложение, определять последовательность действий.
21. «Так бывает или нет?». Учить замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи между явлениями и выражать их в слове.
22. «Режим дня» Учить определять последовательность действий, событий.
23. «Закончи предложение» Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.
24. «Назови три слова» Активизировать словарь детей.
25. «Найди картинке место» Учить соблюдать последовательность хода действия.
Комплекс №2.
№ п/п Название игры Цель игры
1. «Скажи наоборот». Учить находить слова, противоположные по значению
2. «Правда – неправда». Учить находить в тексте слова или фразы, не подходящие по смыслу, заменять их подходящими.
3. «Что забыл нарисовать художник» Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
4. «Кто заблудился?». Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать их в связное высказывание.
5. «Ручка — ножка». Знакомить детей с разными значениями многозначных слов, расширять и активизировать словарный запас детей.
6. «Кто больше слов скажет? Учить называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
7. «Как сказать по – другому?» Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.
8. «Кто больше заметит небылиц?» Учить замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их.
9. «Исправь ошибку». Формировать умение устанавливать правильную последовательность действия.
10. «Какая картинка не нужна?». Формировать умение находить лишние для данного рассказа детали.
11. «Где начало рассказа?» Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
12. «Придумай предложение». Развивать речевую активность, быстроту мышления.
13. «Эстафета». Активизировать в речи детей глагольный словарь.
14. «Кузовок». Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление детей, развивать сообразительность.
15. «Объясните, почему?» Учить строить предложения с причинно- следственной связью, развивать логическое мышление.
16. «Добавь слова» Учить составлять распространённые предложения.
17. «Радио». Упражнять в составлении описательных рассказов.
18. «А если бы…» Упражнять в умении составлять сложноподчинённые предложения.
19. «Выбери начало» Знакомить детей со структурой повествовательного текста.
20. «Составь фразу» Закреплять умение составлять предложения.
21. «Подбери рифму» Развивать фонематический слух.
22. «Зоопарк» Упражнять в умении составлять описательные рассказы.
23. «Слова – родственники» Упражнять в умении подбирать однокоренные слова.
Комплекс №3.
№ п/п Название игры Цель игры
1. «Разные сказки в историях» Учить придумывать различные ситуации, используя наглядную модель.
2. «Маленькие сочинители» Развивать умение придумывать связные рассказы.
3. «Придумаем сказку» Формировать умение придумывать и составлять сказки по серии картинок или игрушек.
4. «Волшебный телевизор» Закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое, развивать логическое мышление.
5. «Кто больше?» Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
6. «Что лишнее? Формировать умение находить слова, не подходящие по смыслу, но созвучные с остальными.
7. «Доскажи словечко» Закреплять употребление в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
8. «Кого я вижу, что я вижу?» Упражнять в различении форм винительного падежа одушевлённых и неодушевлённых существительных, развивать кратковременную память.
9. «Прятки» Закреплять умение правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением.
10. «Найди ошибку» Закреплять умение находить в предложении смысловую ошибку.
11. «Правильно или нет?» Закреплять умение находить грамматические ошибки.
12. «Отгадай — ка» Закреплять умение описывать предмет, не глядя на него.
13. «Фотограф» Формировать умение составлять описание картины с опорой на её фрагменты.
14. «Чего на свете не бывает?» Учить находить и обсуждать ошибки при рассматривании картинки – нелепицы.
15. «» Как ты узнал?» Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
16. «А я бы…» Развивать творческое воображение, обучать свободному рассказыванию.
17. «Зачем нам эти вещи?» Закреплять умение использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
18. «Составь два рассказа» Формировать умение различать сюжеты разных рассказов и составлять по ним рассказы.
19. «Шаги» Расширять словарный запас детей.
20. «Словесный сад» Закреплять понятие «однокоренные слова»
21. «Путешествие в Вообразилию» Развивать речевое творчество, учить сочинять небылицы.
22. «Фантазёры»