КОНСУЛЬТАЦИЯ «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» /для воспитателей ДОУ/

Тип статьи:
Авторская

Общество, требования социума к человеку в наше время инноваций и новых открытий, новых профессий меняется стремительно. И будущее поколение должно соответствовать требованиям построения экономики инноваций. Профессионалы для будущего должны совмещать в себе новое мышление, высокое развитие мотивации для эффективной работы. Это прозвучало в послании Федеральному собранию Президента страны В. В. Путина.

Таких специалистов надо подготовить. Это реально, и надо начать эту работу на первой ступени образовании с детьми дошкольного возраста.

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Для организации работы по ранней профориентации педагоги используют различные формы работы :

– организованная образовательная деятельность;

– различные виды игр – сюжетно-ролевые, дидактические, словесные;

– трудовая деятельность детей, как совместная со взрослыми – педагогами, родителями, социальными партнерами, так и самостоятельная;

– информационные (чтение художественной литературы, презентации, беседы, экскурсии, встречи и общение с представителями разных профессий, ветеранами труда, студентами. Эти формы работы используются на начальном этапе профориентационной деятельности и формируют у дошкольников необходимые представления о разнообразии мира профессий;

– наглядные – педагог готовит фото людей разных профессий, рисунки и т. д. ;

– развлечения, театрализация;

– самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации была эффективной необходимо создать определенную развивающую предметно-пространственную среду. Для этого оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровымимодулями, сюжетно-ролевымииграми, дидактическимииграми, наглядным материалом, аудио и видеоматериалами, художественной литературой, картотеками загадок, пословиц, стихов и песен о труде и профессиях.

В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиватьсяпоставленнойцеливсвоейсамостоятельностиисамодеятельности.

Каждыйцентрпредставляетсобойспециальнуюразвивающуюпредметно- пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета. Я представлю вашему вниманиюнесколькоцентров:

-«Центрпрофессий»предполагаетзнакомстводетейсмногообразием профессий нашего района, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.

-Центр«Строители»-представленстроительнымиконструкторами, игровым материалом. Каждая группа должна быть представлена определённымипрофессиями–отстроителядома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка

-Цент«Спасательнаяслужба»представленуголкамиюногопожарного.

-Центр «Фермерское хозяйство» Важным составляющим компонентом такогоцентраявляетсятрудоваядеятельностьдетейвогородахицветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в нашей области.

-Центр«Машиностроение»представленигровымицентрамивгруппе, макетами, папками, кострукторами разного вида.

-Центр«Медиа»позволяетдетямоткрыватьсебявроливедущих, журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данныхявляетсясьёмкасюжетов, выпускгазет, созданиеинтерактивных папок.

-Центр«Банк»создаётусловиядлязнакомстваспрофессиейбанка, умением считать, планировать, экономить.

-Центр«Службауборки».Основнаяцельцентра–воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственногоотношениякокружающейсреде.Вцентредетизнакомятсяс тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки иуменьшенияколичествабытовыхотходов.

Во всех группах должны быть созданы условия для сюжетно-ролевой игры: атрибутика для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей, рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей, различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.

Во II младшей группе используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов), водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Дошкольники подготовительной группы продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Созданныеусловияпозволятвдальнейшемпроводитьинтересные экскурсии (впрачечную, в библиотеку, в школу; на почту), квэст-игры, игры-путешествияипр.Впроцессеэкскурсиидетиполучаютвозможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человекатойилиинойпрофессии.

Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности; места работы; орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма); обязанности работника; черты характера и личностные качества; плоды труда и его польза для людей.

93
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!