ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ибрагимова Г.Н.,

Воспитатель

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Введение

  • 1.Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.
  • 2.Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников

Выводы

Список литературы.

Введение. Современные дети дошкольного возраста активно используют различные гаджеты (компьютеры, смартфоны, планшеты и др.) для использования сети Интернет. Ребенок, который уже имеет определенные навыки оперирования «машиной», постоянно старается углублять свои знания и совершенствовать свои умения. Так, погружаясь в виртуальную реальность, в своеобразное «общение» с Интернетом, ребенок развивает свои способности и познавательный интерес. Из этого следует, что сам факт применения ребенком гаджетов (на любом уровне его компетентности) оказывает содействие развитию его познавательной сферы.

Остановимся на рассмотрении ключевого понятия изучаемой проблемы. Под понятием «познавательная сфера детей дошкольного возраста» принято понимать сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование ребенка в окружающем мире. В познавательной сфере можно выделить три основных компонента: информация, отношение к информации, психические (познавательные) процессы. Информация рассматривается как средство, с помощью которого можно развивать у ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания. Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольного возраста относятся: восприятие, память, мышление, речь, воображение. Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Интернет, по мнению ученых, может иметь как негативные последствия, так и позитивное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить взаимосвязь использования гаджетов и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

Методы исследования. В работе были использованы общенаучные методы –анализ, синтез, сравнение, используемые для обработки информации содержащейся в различных источниках.

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Негативные последствия влияния сети Интернет:

  • детская агрессивность, возникающая в результате чрезмерного увлечения жестокими играми: «стрелялками», «убивалками»;
  • неправильное или неточное восприятие картины мира. Было проведено исследование «Рисунок нашего мира». Дети, у которых не было зависимости от компьютера, изобразили красочный мир, в котором было солнце, деревья, люди. В рисунках детей, которые все время просиживали в гаджетах, прослеживались четкие признаки агрессии, беспокойства, жестокости и страха. На таких рисунках было оружие и даже мертвецы.
  • проблемы социализации. Вместо того, чтобы искать друзей в реальном мире, ребенок предпочитает погрузиться в виртуальный мир;
  • развитие транзактивной памяти. В 2011 году психологи Колумбийского Университета провели эксперимент влияния интернета на память человека. Оказалось, что люди ключевые слова в «поисковике» запоминают лучше;
  • снижение концентрации;
  • особое переутомление. Многие говорят о том, что после длительного пребывания в сети Интернет, они чувствуют себя опустошенными, раздражительными и часто ошибаются в чем-либо.

Не смотря на негативные последствия сети Интернет, существует и целый спектр положительных сторон.

Так, по мнению психотерапевта Н.Н. Нарицына «Сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером – то же самое, что не отдавать его в школу. Чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше будет для него. Следует начинать с игр, а затем постепенно переходить к обучающим программам.

В свою очередь доктор биологических наук Юрий Щербатов считает: «Нынешние изменения – это неплохо, это просто иначе, чем было раньше. Мир стремительно меняется и человеческий мозг старается более точно приспособиться к этим переменам. Раньше была необходимость запоминать номера телефонов и списки дел, то теперь за нас это делают смартфоны, позволяя тем самым занимать голову другими важными вещами.

Соответственно влияние сети Интернет может иметь положительные стороны:

  • повышение внимательности. Благодаря использованию электронной почты и поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы;
  • рост IQ человека. Новые технологии развивают ум не хуже, чем головоломки или изучение новых языков;
  • развитие мозга. За счёт того, что мозг приспосабливается к быстрой обработке новой информации, у многих появляются особые нейронные сети, которые ухватывают нужную информацию на лету;
  • существует огромное количество компьютерных игр, которые направлены на развитие памяти, мышления, логики, координации, с помощью которых можно научить ребенка чтению, познакомить со счетом или иностранными языками;
  • не выходя из дома ребенок может ознакомиться с достопримечательностями мира, любыми историческими событиями или документальными фильмами;
  • что касается детей с ОВЗ, то для них Интернет является другом и единственным развлечением;
  • интернет развивает функцию многозадачности, позволяя выполнять несколько заданий одновременно. Можно одновременно играть и слушать спокойную музыку.

Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников

Все существующие исследования по проблеме можно условно разделить на два направления:

работы, в основе которых лежат идеи пропедевтической подготовки дошкольников к освоению основ информатики и использованию компьютерных технологий в более старшем возрасте (А.А. Столяр, А.В. Горячев, Н.В. Ключ, Е.В. Иванова и др.). Согласно данным исследованиям, в дошкольном возрасте необходимо развитие логических операций, необходимых умений, обеспечивающих формирование определенного «алгоритмического стиля мышления, системного подхода в решении проблем», «предваряющих предстоящее освоение основ формальной логики» (А.В. Горячев). Развитие умений обобщать посущественным признакам, устанавливать закономерности, определять иерархию понятий, формулировать суждения и умозаключения и т.п. может осуществляться и без применению компьютерных средств и основываться на применении специальных игр, упражнений. По данному принципу построены разработки, выполненные под руководством А.А. Столяра и ряд программ (например, А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам»). В ряде исследований 80 гг. XX века, в случае применения компьютерных средств, акцент также делался на развитии начальных представлений о компьютере как средстве познания и умений взаимодействия с ним (Е.В. Иванова), что предусматривало ознакомление с некоторыми языками программирования (простыми командами) и организацию игр и упражнений, направленных на формирование умений управления курсивом, клавишами клавиатуры и т.п.;

работы, предусматривающие использование современных (компьютерных) технологий в большей мере для осуществления обогащенного развития дошкольников посредством компьютерных игр. Роль компьютерных игр состоит в «сопровождении и сопутствовании» развития познавательной деятельности дошкольников и освоения разнообразного содержания (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, О.Ю. Тараненко и др.).

Основные идеи об использовании компьютерных технологий в развитии дошкольников были сформулированы в работах Ю.М. Горвица, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгиной. Использование компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не обучение детей основам информатики, а применение новых, научно обоснованных средствдля развития детей, создание условий для обогащения их опыта познания окружающего, использования компьютерных возможностей в совершенствовании осваиваемых представлений и умений.

Учитывая возрастные возможности, а также игру как ведущую деятельность в данном периоде, применение информационных технологий осуществляется в рамках использования специально разработанных компьютерных игр.

В работах С.Л. Новоселовой, Ю.М. Горвица, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгиной, И.В. Ивановой, О.Ю. Тараненко, Н.В. Чудновой, Л.А. Леоновой и др. доказано, что использование компьютерных технологий возможно в дошкольном возрасте и способствует всестороннему развитию детей, развитию познавательной сферы, повышению интереса к обучению; рассматриваются возможности применения компьютерных технологий в развитии сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей детей, коррекции (зрения, осанки, вестибулярного аппарата и т.п.), освоения различного содержания, становления качеств личности (самостоятельности и т.п.).

Проблемой математического развития детей занимались такие исследователи как А. В. Брушлинский, А.А. Столяр, В. А. Крутецкий, В. В. Давыдов, А.В. Белошистая, И. В. Дубровина и др.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

В настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игр и программ, которые облегчают процесс восприятия детьми количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений.

Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

Применение мультимедиа презентаций в математическом образовании детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:

возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде;

компенсация объема математической информации, получаемого детьми из различных источников за счет объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности детей достигаются следующие результаты:

легче усваиваются понятия формы, цвета и величины;

глубже постигаются понятия числа и множества;

быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве;

активно пополняется словарный запас;

формируется координация движений глаз;

уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;

воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

развивается воображение и творческие математические способности;

развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Особую роль играет применение компьютерных технологий в логико-математическом развитии дошкольников:

1. Способствует целостному развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, словесно-логическое и наглядно-образное мышление), различных логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация и т.п.), показателей и умений (произвольность, быстрота и последовательность выполнения действий, умение прогнозировать результат, действовать по алгоритму и т.п.), воспитанию целеустремленности и собранности (это особо «созвучно» логико-математическому развитию детей и является одной из значимых задач данного процесса);

2. Компьютер осваивается дошкольниками как средство познания мира, активного получения и переработки информации; инструмент, облегчающий деятельность и позволяющий решать ряд практических и познавательных задач;

3. Использование данных игр способствует дифференцированию представлений о свойствах и отношениях (форме, пространстве, размере, количестве, временных отношениях и т.п.) на основе активизации разнообразных действий (преобразование, воссоздание), что соответствует идеям логико-математического развития дошкольников;

4. Использование компьютерных игр активизирует детский познавательный интерес к свойствам и явлениям, новой технике, желание экспериментировать;

5. Компьютерные игры позволяют моделировать совершенно новые ситуации, демонстрация которых затруднена или невозможна дидактическими средствами, наглядно представлять математические связи и отношения;

6. В компьютерных играх представлены все структурные компоненты игры (игровая задача, игровой мотив, способы и средства ее решения), что способствует превращению процесса обучения в забаву, развлечение, насыщенные положительными эмоциями;

7. Особое построение программ компьютерных игр часто позволяет «подстраиваться» под реальный уровень развития детей; обеспечивает реализацию принципа самоконтроля (проанализировать и оценить результат); интерактивность позволяет ребенку как бы «воздействовать» на ситуацию, в связи с этим, обучение приобретает занимательный характер.

В специально разработанных для дошкольников компьютерных играх задано содержание представлений и умений, осваиваемых детьми, согласно образовательным задачам, продуманы способы его оптимального преподнесения (игровая задача, сюжет, персонажи, реакция на верное или неверное выполнение задания). Данные программы ограничены по времени. Содержательные (сюжет, интересный детям; опора на игровую и практическую мотивацию; использование изображения персонажей «близких» детскому опыту) и формальные (визуальный способ представления информации; звуковое сопровождение, цветовые решения) параметры учитывают наглядно-образный уровень мышления дошкольников, позволяют поддерживать и активизировать их внимание.

В процессе компьютерной игры проявляется интеллектуальная активность детей, формируются значимые познавательные мотивы и эмоции, что отражается в активном отношении детей к новому, в умении принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, находить оптимальные способы их решения, «открывать» более сложные способы действий, экспериментировать с предметами, анализировать и оценивать ход игры и ее результаты (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку).

Выводы.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Интернет имеет и положительные стороны, и отрицательные. Таким образом, в силу его даже самых негативных сторон, мы не можем отказаться от прогресса, который обеспечивает использование Интернет. Именно для этого существует ряд ограничений (а не полный запрет) относительно использования гаджетов: например, специалисты Американской академии педиатрии и Канадского сообщества педиатров детям до двух лет предлагают не давать гаджеты вовсе. Детям до 12 лет планшет давать можно, но строго ограничивать по времени. Для детей 3- 5 лет время на гаджеты должно ограничиваться 1 часом в день. С 6 до 18 лет можно играть не более 2 часов в день. Следуя определенным ограничениям при использовании Интернет можно решать задачи развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста .

Литература

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.  М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Кузина, С. Фейсбук делает нас тупыми? [Текст] / С. Кузина //

Комсомольская правда. – 2011. – 29 сентября–6 октября. – С. 9.32

3. Медведева, И.Я. Ребенок и компьютер: сб. мат-лов [Текст] /И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь»,2007. – 320 c.

4. Петрова, Е.И. Дети и компьютер [Текст] / Е.И. Петрова //Философские проблемы информационных технологий икиберпространства. – 2012. – №1. – С. 133–141.

447
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!