Занятие по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста
Программное содержание: дать представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды (чистая вода (родники)—это бесценный дар природы), воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека), солнца и жизни человека. Воспитание бережного отношения воздуха и воды.
Материал: глобус, силуэт человека и его органы дыхания, 2 шарика, картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, дымовых труб, загрязняющих атмосферу; кукла-поросенок.
Ход занятия.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом—
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам вех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря—
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель показывает глобус.
-Вот такой планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
-Кто знает, как называется эта модель? (глобус)
-Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом — это океаны и моря. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья.
-Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха. Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (чтобы жить, дышать)
-Давайте вдохнем воздух. Куда попал? (в нос)
-Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.
Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом—вдох, выдох.
-Ребята, давайте проведем опыт. (раздает по два шарика каждому ребенку) Дети надувают и сдувают воздушные шарики.
-Вот так работают легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
-Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)
-Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.(нам нечем дышать)
-Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (чистый воздух на дают растения, листочки.)
-Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
-А чтобы жили растения, что для этого нужно?(растениям необходима вода)
-А знаете ли вы, откуда берется вода? (предположения детей.)
Чтение стихотворения И.А.Бунина ,, Родник’’.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
-Вот откуда берется чистая вода. Родник образуется ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.
-Как вы думаете, а еще зачем нужна вода?(чтобы жить, купаться, умываться)
Обсуждение свойств воды и воздуха.
-Ребята, обратите внимание, что сначала имела прозрачный цвет, затем стала разного цвета. А что еще можно сказать о воде? (вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится)
-Вода не имеет вкуса (из предыдущих опытов: соль, сахар)
-Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета.
-А воздух какие имеет свойства? (воздух невидим, не имеет определенной формы, не имеет запаха. Воздух не имеет вес.) Дети кладут на весы надутые шарики и не надутые.
-Ребята, а в каком состоянии бывает вода? (в жидком и ледяном).
-Правильно, а точнее, не в ледяном, а в твердом состоянии. И еще вода бывает в газообразном состоянии (пар). Летом вода жидкая, зимой она замерзает, а весной жидкая.
-Ребята, я что еще нужно для жизни и роста человека и растений? (солнце).
-Что вы думаете о солнце, какое оно? (яркое, горячее)
-Зачем нам нужно солнце? (чтобы греть, светить)
-Правильно, свет необходим и человеку, и растениям. Если человека поместить на долгое время в темную комнату, он ослепнет или у него испортится зрение. А растение будет чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.
Сказка ,, Спор’’
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: ,, Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?’’ Растения им ответили: ,, Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания’’. Обрадовалась вода: ,, Я самая важная!’’ ,, Но и без воздуха не проживешь!—добавили растения.—Он нужен нам для того, чтобы дышать’’. Обрадовался Воздух: ,, С самый важный’’. Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: ,, А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое’’. И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, солнце.
Раздается стук. Появляется игровой персонаж—поросенок. Он грязный, плачет, кашляет.
-Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный? (ответы)
-Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (предположения детей)
Поросенок: -Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (предположения детей)
-Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! (показывает картинку.) А еще там стояла высокая труба, и из нее выходил разноцветный дым. Вот такой (показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно.
Дети жалеют поросенка. Воспитатель предлагает ему умыться. Поросенок уходит.
Игра ,, Ручеек’’
Пока поросенок умывается, воспитатель предлагает поиграть в ,, Ручеек’’—чистый и прозрачный. Дети становятся парами. Ведущий берет из пары одного ребенка и проходит с ним вперед, оставшийся ребенок повторяет все сначала и т.д.
Дети рассаживаются. Возвращается поросенок. Воспитатель обращает внимание на его чистоту.
Поросенок: --Ребята, какая чистая вода течет у вас из крана!
-А как вы думаете, откуда она там взялась?(предположения детей)
-А еще воду берут из подземных озер. Там она особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник.
-А кто из вас пил воду из родника?
-А как говорят о чистой воде? (прозрачная, хрустальная.)
Поросенок: -мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.
-Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (напрасно не лить, закрывать краны.)
-Правильно, ребята. Как хорошо у вас, но мне уже пора домой. Спасибо вам, что разрешили мне умыться. До свидания.
Поросенок уходит.
Воспитатель говорит о госте, напоминает детям, как ему было плохо от грязной воды и воздуха.
-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы с поросенком больше такого не случилось?(ответы детей)
— Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор. Ведь вода и воздух—это богатство страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.