Конспект НОД "В ожидании весны" (с применением технологии наглядного моделирования)

Цель: Формирование умения составлять связный рассказ о весне при помощи приемов технологии наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей об особенностях весеннего пейзажа через создание его словесного образа; формировать представление детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в образовании словосочетаний; формировать умение составлять связный рассказ по опорным картинкам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей используя приемы технологии наглядного моделирования.

Развивающие:Развивать связную речь детей, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, общую моторику, координацию движений, инициативность и самостоятельность, творческое воображение и мышление.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу. Воспитывать желание внимательно слушать своих товарищей, приходить им на помощь.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

-весна, проталины, подснежник, перелетные птицы, зимующие птицы, паводок, сосулька, ручеек, капель.

-приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы, появляются насекомые.

-весенние месяцы: март, апрель, май.

Техническое обеспечение занятия:

Оборудование к занятию: проектор, экран, ноутбук, презентация, аудиозапись с пением птиц, мольберты.

Демонстрационный материал: письмо, книга, карта, корзинка с картинками, элементы для игры «Весеннее», игра «Путаница», игра «Насекомые» с фонариками, картинки для речевого конструктора, основа для конструктора, цветочки, тренажеры для дыхательной гимнастики,

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, чтение художественной литературы о весне, работа над составлением рассказов о весне при помощи речевого конструктора.

Планируемые результаты:

— воспитанники имеют расширенное представление о весне как времени года;

— у детей сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;

— дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием речевого конструктора.

— расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход занятия:

Организационный момент.

Заходят дети в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Доброе утро ребята! Сегодня у нас очень ответственное занятие! Для начала поприветствуем наших гостей и подарим им своим улыбки: «Доброе утро уважаемые гости!»

Предлагаю настроиться на занятие с помощью игры «Да-да-да, нет-нет-нет». Я буду задавать вопросы, а вы, если хотите ответить «да» — хлопаете в ладоши, если хотите ответить «нет» — показываете указательным пальчиком отрицание.

ИГРА «ДА-ДА-ДА, НЕТ-НЕТ-НЕТ».

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Вы дружные, веселые и самые умные ребята!

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь лежит коробочка! Интересно, что в ней? Письмо, книга, карта! (смотрят, читает кому и загадку, дети отгадывают)

Значит это письмо от весны. Давайте его поскорее прочтем!

Воспитатель: Ребята, я думаю, мы сможем помочь весне.

Тогда давайте посмотрим на карту, она нам подскажет куда идти! Нужно выполнить задания на каждой полянке и собрать картинки для создания книги с рассказами о весне. Итак, в путь к первой полянке «Весенний пейзаж» (показывает карту детям).

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы пришли с вами к полянке «Весенний пейзаж».

Беседа. Весна – волшебное, и чудесное время года. Время, когда природа оживает после зимней спячки. О весне написано много картин и стихов. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь весенними пейзажами.

На первой картине изображено начало марта, ранняя весна. На земле лежит еще много снега, четко видна лыжня на тропе в лесу.

— Наследующей картине середина весны. Ребята, какие признаки весны вы заметили на ней?

Дети: проталины стали больше, больше снега растаяло, бегут ручьи

— На третьей картине весна уже уверенно вступает в свои права. Апрельское весеннее буйство, паводок, затопивший поле и дома. Тоненькие стволы деревьев, еще без листвы, на картине тянутся вверх, к голубому небу.

— И, наконец, четвертый пейзаж! Ребята, скажите, пожалуйста, чем эта картина отличается от остальных? (белый цвет сменился зеленым, первые листочки и цветы)

1.После какого времени года наступает весна?

2.Назовите, пожалуйста, весенние месяца по порядку?

3. Продолжите, пожалуйста, предложения:

¾Наступила теплая, долгожданная….(весна)

¾Все ярче светит весеннее…(солнышко).

¾Весной сугробы от солнечного тепла (тают).

¾Появляются первые…..(проталины)?

Пора отправляться дальше, возьмем с этой полянки картинки (В -ВЕСНА, СОЛНЦЕ — СВЕТИТ ЯРЧЕ, СНЕГ- ТАЕТ). Карта показывает нам направление на вторую полянку «Ласковое солнышко». Переходим на следующую полянку, смотрим карту.

Игра «Назови ласково».Каждый из нас очень ждет тепла. А когда холодно за окном, нас может согреть ласковое слово! Доставайте из корзинки картинки, и называйте то, что нарисовано на них ласково.

1.Солнце – солнышко.

2.Снег — снежок

3.Ручей – ручеек

4.Лужа — лужица

5.Дерево – деревце

6.Почка – почечка

7.Птица – птичка

8.Цветок – цветочек.

Воспитатель: Следующее задание на этой полянке. Ребята, на мольберте картинка, с изображением Весны! Необходимо составить словосочетание, состоящее из слова весенний и слова, которое будет на вашей картинке. Например: весеннее настроение.

Весеннее солнце

Весенний ручей

Весенний снег и т.д. (берут картинки)

Молодцы! Выполнили задание. Значит, можем взять с этой полянки картинки (КАРТИНКИ ИЗ ИГРЫ «НАЗОВИ ЛАСКОВО») для книги и идти дальше.

Давайте посмотрим на карту. Дальше наш путь лежит на полянку «Путаница», а пройти мы туда сможем после физкультминутки. Повторяйте за мной.

Физкультминутка «Не идет ли к нам весна?»

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Воспитатель: Ребята, жил на свете один художник, который кроме как писать картины, ничего не умел и не знал. Вот он и нарисовал два времени года, да только что-то напутал.

Какое время года изобразил художник на картинах?

Посмотрите внимательно, исправьте ошибку и объясните почему?

Молодцы! Ребята, почему к нам весной возвращаются птицы? (становится тепло….)

Правильно, сейчас мы экспериментальным путем выясним, почему же они возвращаются!

Прежде чем приступить к заданию, проведем речевую игру. Прошу вас, повторять за мной только звуки с такой же интонацией, как произношу их я.

Сидит комар на дубочке,

На зеленом на листочке.

Он сидит, в рожок играет,

Мушек песней забавляет.

З-з-з-з-з (громко)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

И звук «Ж» твержу (тихо)

Пчелы гудят —

В поле летят.

С поля идут —

Медок несут.

Ж-ж-ж-ж-ж (громко)

Прилетел к нам в гости

Маленький комарик

А в руках у него

Маленький фонарик

З-з-з-з-з(тихо)

Игра с фонариком «Насекомые»

Ребята, посмотрите, на столе лежат лупы. Как вы думаете, что мы будем делать? (искать кого — то). Представьте, что свет фонаря, это теплые лучи солнца. Солнышко пригревает землю, снег тает, и просыпаются…. Кто же просыпается, мы сейчас с вами увидим! Возьмите, в руки лупы. И посмотрите на нее. Видите что-нибудь? А давайте попробуем согреть ее лучами нашего солнышка. Солнышком будут наши фонарики. Просветите лупу.

Вы кого-то увидели? Кого?

Дети называют насекомых, которых увидели через лупу.

Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

От чего просыпаются насекомые?

Ребята, мы с вами выяснили, что с наступлением тепла просыпаются насекомые.

А как связано появление насекомых и прилет птиц?

(берут картинки с изображение птиц, и насекомых)

Воспитатель: Ну что же ребята, вы молодцы! И здесь справились с заданиями. Отправляемся на последнюю полянку «Лесная полянка». Дети отправляются на следующую полянку.

Воспитатель: Вот мы и добрались до цветочной поляны, она находится на краю леса. Присаживайтесь на пригорки, и отдохните, слушая звуки леса. Что вы слышите ребята? (дети отвечают) (Звучит аудио запись голосов птиц).

Что вы видите на полянке? (дети отвечают)

Да, это первые цветы, которые появляются из-под снега. Как они называются?

А какой в лесу воздух чистый! Давайте мы с вами подышим этим воздухом.

Дыхательная гимнастика.

Возьмите в руки снежок. Сделайте глубокий вдох через нос, а выдох делаем через рот на снежок. (3 раза)

От теплого воздуха наш снежок растаял, а из-под снега вышли подснежники.

А теперь возьмем картинки с подснежниками и отправимся дальше. Посмотрим карту. Следующим пунктом отмечен наш детский сад. Пора вернуться и составить волшебную книгу. Много картинок мы собрали для нее.

Воспитатель: Ох, и труден был наш путь! Ребята, садитесь за столы. Вот как много мы собрали картинок. Теперь самое главное, нужно при помощи речевого конструктора, с помощью наших картинок придумать рассказы о весне. Вспомните все, о чем мы с вами говорили на полянках. И постарайтесь придумать свои волшебные весенние рассказы. Послушайте, как это сделаю я: «Весеннее солнышко греет ярче, на улице становится тепло. Снег тает, на крышах домов появляются сосульки, и начинается капель. С теплых краев возвращаются птицы, вьют гнезда. Мне нравится весна!»

Складываем рассказы в книгу.

Итог. Оценка. Рефлексия.

— Посмотрите, какая чудесная книга у нас получилась. И я уверена, что Весна с нашей помощью скоро вступит в свои права в полную силу!

Смотрите, ребята, этот обруч не простой, он может превратиться в весеннее солнышко. Возьмитесь за лучик и скажите, что именно вам понравилось больше всего!

Дети дают ответы.

А мне сегодня очень понравились на занятии вы! И хочу наградить вас медалями. Спасибо вам большое.

172
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!