Конспект познавательной деятельности детей на основе культурно-смысловых контекстов
Задачи: учить решать познавательные задачи, путём проведения несложных опытов; делать самостоятельные умозаключения; активизировать словарь словами: эксперимент, классификация. Развивать воображение, мышление, внимание, речь, память, смекалку; логическое мышление; коммуникативные навыки;- развивать умение работать в команде. Воспитание навыков сотрудничества; самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитывать у детей интерес к творчеству, коллективизм, взаимопомощь; воспитывать в детях желание совершать добрые дела.
Оборудование и материалы: столы, подносы с гречкой, гвоздями и пуговицами, ноутбук, интерактивная игра «Разложи продукты в посуду», интерактивная доска, музыкальное сопровождение, классификационная таблица, картинки посуды, видео обращение Золушки.
Методические приемы: словесные, наглядные, игровые, проблемные, практические. Интеграция: по всем областям ФГОС.
Дети, сегодня у нас необычное занятие. Успех нашего занятия зависит от нашего настроения, потому что в сказочной стране не любят хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в сказку.
На экране появляется Золушка
— Ребята, мне очень хотелось поехать на бал, но злая мачеха не взяла меня с собой, а приказала выполнить много трудных заданий. Я очень хочу на бал. Помогите справиться с поручениями мачехи. Мне нужна ваша помощь!
— Поможем Золушке? А без чего Золушка не сможет попасть на бал? (предположения детей) Это мы узнаем, справившись со всеми поручениями мачехи. За каждое правильное задание мы будем получать подсказку. Мы дружно, вместе отправляемся в путь на помощь Золушке.
1 задание мачехи
Мачеха приказала сварить гречневую кашу, но смешала крупу с пуговицами и гвоздями, помогите отделить крупу .
— Ребята как можно быстро выбрать гайки и пуговицы из чашки с гречкой.
— А почему мы не смогли убрать пуговицы с помощью магнита?
(дети выполняют эксперимент)
-Молодцы, ребята! Вот вам первая подсказка ( часть пазла)
2 задание мачехи
-Для того чтобы сварить кашу нам что необходимо? (посуда)
— Предметов посуды большое количество. В одной варят суп, в другой жарят котлеты, из третьей пьют компот, с помощью четвертой едят макароны и т. д. Поэтому вся посуда делится на группы, а что это за группы, давайте с вами назовем. (Чайная, столовая, кухонная)
Вот и следующее задание. На столе лежат картинки с изображением посуды. Нам необходимо сделать классификацию посуды. Каждый из вас возьмёт картинку и приклеит ее в соответствующую группу. (На доске таблица, разбитая на три колонки: чайная, столовая и кухонная посуда. Дети приклеивают картинки в соответствующую колонку.)
— Какая же посуда нужна, чтобы сварить гречневую кашу?
-Молодцы справились с заданием мачехи. Вот вам вторая часть пазла.
3 задание мачехи.
Необходимо разложить продукты в посуду (интерактивная игра)
Хлеб я кладу в хлебницу.
Салат я кладу в салатницу.
Сахар я кладу в сахарницу
Перец я кладу в перечницу
Конфеты я кладу в конфетчицу
Масло я кладу в маслёнку
-Хорошо и с этим заданием мы справились. Вот вам третья часть пазла.
Физминутка
ЗОЛУШКА
Золушка наша умеет работать: (прыжки)
Моет посуду, стирает бельё. (моют руками тарелки, стирают белье)
Старые вещи может заштопать, (хлопки за спиной)
Всё получается у неё. (хлопки перед грудью)
Вот она пол подметает, так чисто, (наклоны)
Вкусно готовит, золу уберёт. (приседания)
Всё может делать она очень быстро. (поворот направо)
Да! И при этом песни поёт! (поворот налево)
4 задание мачехи.
— А как вы думаете, из чего сделана посуда в сказке «Золушка» ( на экране появляется посуда, дети называют из чего сделана, какая посуда)
Хлебница из дерева — деревянная хлебница
Кувшин из глины — глиняный кувшин
Графин из стекла — стеклянный графин
Сковорода из чугуна — чугунная сковорода
Чайник из алюминия — алюминиевый чайник
Конфетница из хрусталя — хрустальная конфетница
Поднос из серебра — серебряный поднос
Чашка с блюдцем из фарфора – фарфоровая чашка, фарфоровое блюдце.
Правильно, ребята. Вот вам четвертая часть пазла.
5 задание мачехи.
Мачеха велела накрыть стол к чаю
Работа с раздаточным материалом.
— А теперь давайте накроем стол для чая. (Дети накрывают стол к чаю)
— Назовите предметы чайной посуды ласково. (блюдечко, чашечка, чайничек). А давайте посчитаем, сколько мы поставили чайной посуды. А какая посуда у нас используется парой?
— И с этим заданием справились. Вот вам пятый пазл.
— Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились. Давайте соберем все части пазла, и узнаем что же необходимо Золушке для бала? ( Платье и туфельки)
-Какие вы молодцы, теперь у Золушки есть платье и туфли и она сможет поехать на бал.
На экране появляется Золушка (наряд превращается в бальное платье) и благодарит детей
— Какая она счастливая, похлопаем ей.
— Мои маленькие друзья, смогли мы с вами оказать помощь Золушке?
— А что мы для этого сделали?
— Какое задание вам показалось самым интересным?
— Понравилось ли помогать?
— А я знаю, почему у нас все получилось. Потому что мы были самыми дружными, верными друзьями Золушки. Пора нам возвращаться.
Литература:
Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста (Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с)
Н.А. Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» — Журнал «Обруч». — 2003. — № 3.
Н.А. Короткова «Тематическое планирование партнерской деятельности взрослого со старшими дошкольниками» – Журнал «Ребенок в детском саду». — 2002. — № 5
Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». — М. Линка – Пресс. – 2012г.