Работа с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Чистый мир"

Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связанно с нашим поведением в быту, в природе. Нашему подрастающему поколению придется решать экологические проблемы. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, воспитывать у подрастающего поколения новую систему ценностей, в которой важное место отводится сохранению природы и улучшению состояния окружающей среды. Современные детские сады обладают уникальной возможностью для экологического образования детей, родителей и педагогов. Конечно, экологическое образование – это не развитие каких-то определенных способностей ребенка, не усвоение им дополнительных знаний… Это формирование основ мировоззрения будущего гражданина!

Работая в рамках экологического образования дошкольников, детям был задан вопрос: «Как вы думаете, чтобы вам рассказала природа об отношении к себе человека?

Из размышлений детей появилась идея по реализации экологического проекта «Чистый мир».

Актуальность данного проекта заключается в том, что мусор, действительно, является проблемой, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улицах, в общественном транспорте, лесу, на реке, или озере. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать её нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения…. Но поведение даже маленького человека должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, на поляне, в городе он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого, на примерах ближайшего окружения детского сада.

Реализация проекта состояла из теоретической и практической частей. Так, в рамках теоретической части были определены цели и задачи проекта, выбрана и изучена проблема – «Что мы можем сделать, чтобы мусора было меньше?». Основной целью стало формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

— развивать умения предвидеть последствия некоторых действий человека по отношению к природе, умения анализировать, обобщать;

— выяснение причин мусора;

— изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;

-формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

— расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

— формировать и воспитывать у детей бережное отношения к природе;

— учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

— формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

— развивать эстетическое восприятие природы;

— воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Получив интересную информацию при анализе ответов воспитанников, мною сформулированы для себя наиболее значимые и интересные темы для ознакомления и исследования:
— Какие виды бытового мусора бывают?

— Наблюдение за тем, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время.

— Может ли этот мусор навредить природе, ее обитателям?

— Ознакомление с экологическими значками на упаковках.

-Участие в выставке «Вторая жизнь вещей».

Вместе с детьми так же смотрели обучающие видеоролики и мультфильмы «Здесь были люди», «Мультик про мусор», а так же презентации «Сделай город чище», «Жалобная книга природы», в которых раскрывалась проблема замусоривания. После просмотра, дети согласились, что надо что-то делать, чтобы природа не страдала от мусора. Чтобы подвести воспитанников к грамотному пониманию проблемы утилизации мусора, им было предложено в рамках ООД «Жил был мусор» прийти к осознанию необходимости сортировки мусора.

Так же дети приняли участие в специальной организованной прогулке, с целью нахождения мусора. Хочется отметить, что это была не разовая акция. Выходя на детскую площадку и найдя на ней мусор, дети убирают его в мусорный мешок.

Рассматривала с детьми книжные иллюстрации, репродукции, в которых отражается деятельность людей направленная на избавление планеты от мусора, и наоборот, где наглядно видно, что происходит с миром вокруг нас, когда люди загрязняют его мусором. Все это позволило донести до детей всю важность проекта.

Знакомила детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой в которых говорится о природе.

Так же разучивала с детьми потешки, пословицы, поговорки. С огромным интересом дети отгадывали загадки.

Проблемы мусора на нашей земле дети отражали в своих рисунках. Темами для рисования стали: «Планета в опасности», «Рисование экологических знаков, плакатов и рисунков».

Увидев наглядно, сколько мусора остается от покупок, принесенных из магазина, ребята заинтересовались, как сделать, чтобы мусора было меньше, продукты, в каких упаковках предпочтительнее покупать? Во всем мире для помощи потребителям используются специальные экологические значки, которые могут означать, из каких материалов сделана та или иная упаковка, как ее можно утилизировать и т.д. Учитывая возраст детей (6-7 лет) я сначала сомневалась – будет ли понятна для них эта тема? Решила попробовать. Оказалось, что дети поняли назначение этой маркировки, с удовольствием дома и в детском саду стали находить экологические значки на коробках и «расшифровывать» их.

Чтобы у детей поменялось отношение к мусору, я показывала, как можно дать «вторую жизнь» бросовому материалу. Совместно с детьми изготавливали поделки «Озорной цыпленок», игрушка «Бильбоке».

Проект «Чистый мир» был направлен на привлечение детей к проявлению заботы к окружающей среде, желании защитить планету от мусора.

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

Мы расширили знания о зависимости мира природы и людей, узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь нам хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Самое главное в этом проекте это то, что привлеченность детей к такой работе оказало большое влияние к проявлению заботы об окружающей среде и желанию защитить свою планету от гибели, а в процессе творческой деятельности у детей раскрылись таланты, которых мало кто замечает.

113
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!