Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"
В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, края.
Дошкольный период является самым благоприятным для погружения ребенка в истоки национальной культуры, традиции, национальные особенности своей национальной среды.
Одной из главных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед родителями и воспитателем, является воспитание чувства гордости, и любви к Родине.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Как жили мордва?
Как отдыхали и работали?
Как они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Какие праздники отмечали?
Что передавали своим детям, внукам и правнукам?
Как сохранить мордовские игры, обычаи и традиции мордовского народа?
Знакомство с:
мордовским фольклором;
мордовской литературой;
родной природой;
мордовским искусством;
мордовским народным творчеством;
мордовскими народными играми.
Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с культурой, произведениями устного народного творчества, речью, не только русского, но и мордовского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей страны.
Большая работа по воспитанию детей на основе мордовской национальной культуры проводится в ДОУ.
Самые первые занятия мы посвящаем мордовской матрешке.
Перед собой ставим следующие цели:
— познакомить с историей создания матрешек, особенностями росписи, приобщать к декоративно — прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.
В нашем детском саду организован музей «Изба старины. В музее выставлены подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели старинную посуду, национальный костюм,украшения, предметы труда
Все эти предметы старины вызывают у воспитанников неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
Дети не только видят все эти предметы, но и узнают их названия на мордовском языке, могут сами попробовать пользоваться ими.
В работе с дошкольниками широко использую неповторимый игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве. Участие детей в народных играх позволяет через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Родители могут вместе с детьми посетить краеведческий музей имени И. Д. Воронина, музей им. С. Эрьзи.
Родителям совместно с детьми сделать куклы из ниток, тряпочек, соломы, и другого подручного материала. Одежду кукол можно украсить элементами национального узора.
Возрождение культурного наследия нашей республики невозможно представить без знания символики своей малой Родины. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с флагом, гимном и гербом Мордовии. Что мы и делаем на занятиях.
И как итог работы мы постоянно проводим национальные праздники, где дети могут близко соприкоснуться с традициями, обрядами, которые проводили наши предки. Понять смысл и значение национального праздника.
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции нашего народа, понимать, осознавать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с Мордовской культурой.