Конспект
Цель: поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
1.Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
2.Расширить знания детей об окружающей действительности: углублять представления о театре и театральных профессиях.
3.Учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
4.Учить с помощью этюдов на выражение эмоций работать над выразительностью исполнения.
Развивающие:
1.Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.
2.Развивать умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость, развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества .
3.Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к театральной деятельности.
2.Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
Предварительная работа: Беседы, «Какие бывают театры», «Театральные профессии». Рассматривание альбома «Театр», разучивание и чтение скороговорок, потешек, стихотворений.
Материалы и оборудование к занятию: Цветик – семицветик, маски – тарелочки, н/и «Кому, что нужно для работы», карточки с изображением, атрибуты к сказке «Муха – Цокотуха», медальки, мультимедийная презентация «Театр».
Ход занятия.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную, необычную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? Театр!
Воспитатель: Но для того чтобы попасть в театральную страну, нужно произнести волшебные слова вы готовы.
Звучит волшебная музыка.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое театр?
Дети: Театр – это волшебный мир искусства, перевоплощения, мечты.
Воспитатель: А какие театры бывают?
Дети: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.
Воспитатель: Правильно. Театры бывают различного назначения (показ слайдов) В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольных спектаклях – кукловоды управляют куклами и озвучивают их своими голосами.
Воспитатель: Ребята, скажите – без кого в театре не будет спектакля?
Дети: Без актеров.
Воспитатель: (показ слайдов)
По сцене ходит, скачет,
То веселится он, то плачет!
Хоть кого изобразит…
Мастерством всех поразит.
И сложился с давних пор
Вид профессии – актер.
Воспитатель: Кто помогает актерам перевоплощаться в разных героев?
Дети: Гримеры, костюмеры, художники.
Проводится игра «Кому, что надо для работы».
(На столе лежат карточки с изображением атрибутов. Дети должны подобрать их к профессиям и объяснить, почему они так сделали)
Воспитатель: Правильно, гример меняет внешность актера с помощью разных специальных материалов: краски, маски, а также используют парики, делают прически и многое другое.
Костюмер подбирает такие костюмы актерам, которые будут соответствовать характеру и образу персонажа.
Художник рисует и изготавливает декорации по сюжету спектакля.
Воспитатель: А вы хотели бы стать актёрами? (Да).
Воспитатель: Как вы думаете, что должен уметь актёр? (Петь, играть роли, быть эмоциональным, иметь хорошую дикцию…)
Воспитатель: Хорошим актёром стать нелегко. Для этого нужно много работать над собой. Если не боитесь трудностей, этот волшебный цветок поможет вам стать начинающими артистами (показываю Цветик – семицветик).
Воспитатель: Давайте сорвем первый лепесток и узнаем, какой урок нам приготовил цветок?
Говорим волшебные слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель: (отрываю лепесток и читаю задание)
Я смотрю на разные лица:
Тот грустит, а тот веселится,
Кто – то спорит, а кто – то мечтает
Тот всё знает, а этот не знает
Выражение лица нам покажет
То, что сам человек не расскажет.
Для того, что бы выразить характер героя, артисту необходима мимика. Мимика – это выражение лица. Мимика помогает изобразить и гнев, и страх, и радость, и удивление.
Воспитатель: Кто знает, как называют актёра, выражающего чувство без слов? Мимом (Показ слайда)
Воспитатель: Символом театра являются мимические маски, выражающие различные характеры.
(показ масок – слайд) Какое настроение выражают театральные маски на экране? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а когда у вас бывает радостное настроение? (Купили любимую игрушку, встретились с друзьями, поход в цирк, поездка к бабушке и т. д.).
– Что может вызвать у человека грусть?
(Запретили играть, поругали за шалость и т.д.).
– Мир эмоций многообразен и чем эмоциональнее артист, тем он интересней зрителю. Лепесток предлагает вам изобразить разные эмоции при помощи мимики.
У меня есть маски – тарелочки. Возьмите по одной тарелочки – пиктограмме, внимательно рассмотрите выражение лица, которое изображено, и попробуйте при помощи мимики показать такое же выражение. Я мы попробуем отгадать вашу эмоцию. (Дети выполняют задание).
Мимическая игра «Покажи эмоции».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы с лёгкостью справились с этим заданием! Давайте посмотрим, какое задание подготовил нам следующий лепесток.
Отрывая, говорим вместе с детьми волшебные слова.
Воспитатель: Ребята, чтобы передать образ героя, актёру необходимо уметь выразительно двигаться. Как актёрыназывают выразительное движение?
Дети.«Жест». Это характерное движение головой, либо руками, либо телом.
Воспитатель: Лепесток предлагает вам пообщаться жестами.
Да-да!
Я вам слово говорю
В ответ от вас я жестов жду.
Игра «Расскажи стихи руками»
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Дети садятся на стулья.
Отрываю следующий лепесток и вместе с детьми говорю волшебные слова.
Воспитатель: Чаще всего актёры пользуется и жестом, и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима, т. е. без слов выполняется действие – изображение. И зритель понимает, что хотел сказать или изобразить актер.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – Ещё хотите поиграть?
Тогда скажите мне, ребята,
Как можно изменить себя?
Чтоб, например, быть похожим на лису?
Или на волка? Или на козу?
(Ответы детей)
Воспитатель: А без костюма можно, дети,
Превратиться в какого-нибудь героя?
Или в бабочку, птичку или медведя?
Что поможет здесь, друзья?
Дети: Пантомимика.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру «Угадай, какое настроение». Я буду читать ситуацию, а вы показывайте настроение мимикой и жестами.
С каким настроением ты: встречаешь маму; идёшь по парку; гладишь кошку; упал в лужу; рисуешь в альбоме; идёшь к зубному врачу; разговариваешь с другом; смотришь на свою испачканную одежду; читаешь книгу; танцуешь на празднике; любуешься природой; мажешь зелёнкой разбитую коленку; покупаешь мороженое.
Какие молодцы! Как интересно у вас получается!
Воспитатель: Посмотрим, какое задание приготовил нам цветок (произносим волшебные слова)
Воспитатель: Артист должен иметь хорошую дикцию (четкое произнесение звуков), правильную речь. Ребята, а кто знает, что нам помогает в работе над правильным произношением звуков, слов?
Дети: Скороговорки.
Воспитатель: (отрываю и читаю)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Дети произносят скороговорки (передовая лепесток)
Воспитатель. Молодцы, у вас здорово получается! Пора отрывать следующий лепесток.
Отрываю следующий лепесток и вместе с детьми говорю волшебные слова.
Воспитатель: А знаете, с чего начинается профессия актёра?
Дети: С дыхания.
Воспитатель: Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.
Давайте попробуем сделать дыхательную гимнастику, как это делают настоящие актёры.
Дыхательная гимнастика.
Мы сегодня так играем –
Нюхать воздух начинаем.
Чем же пахнет? Не понять –
Нужно носиком вдыхать.
Вдох-вдох-вдох-вдох.
Гарью пахнет – ох-ох!
Подражать мы будем кошке
В кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем –
Делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем –
Мышку быстро мы поймаем!
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: У вас всё прекрасно получается.
Отрываю следующий лепесток и вместе с детьми говорю волшебные слова.
Воспитатель: Ребята, оказывается, очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? (ответы детей)
По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть теперь своими голосами. Давайте попробуем проговорить фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с разными чувствами и интонацией. Ребята, вам нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании.
Игра «Расскажи по-разному»
(Карточка с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой – медленно)
Карточки педагог меняет на каждого ребёнка.
Воспитатель: Молодцы! Ау нас остался последний волшебный лепесток. Какой спрятал он урок?
Отрываю последний лепесток со словами.
Воспитатель: Ребята, а вы сможем, как настоящие артисты, показать спектакль. Вы готовы? (Да).
Дети стоят в кругу.
И вот мы с вами на планете «Сцена». Она полна света и радости, счастья.
Выходит ребенок вперёд и объявляет.
Тише, гости, вы сидите!
И сюрприз наш не спугните!
Сказку мы сейчас расскажем, и спектакль вам покажем.
Чтоб в актёров превратиться,
Надо нам принарядиться.
Дети идут переодеваться.
Ребёнок: В детском саду существует много видов театра, и сегодня вашему вниманию мы покажем некоторые из них, в театральной постановке «Муха Цокотуха».
Музыкальная заставка (на экране появляется афиша)
Показ музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» (по мотивам сказки К.И.Чуковского)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам быть актерами? (Да)
Воспитатель: Я предлагаю вам произнести актёрскую клятву. Согласны? Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите:
Дети: «Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть»
Воспитатель: Все артистами сегодня побывали. Все старались, молодцы!
Похлопаем, друг другу от души (звучит музыка)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театра, вам понравилось это путешествие?(Да)
Тогда давай те с вами произнесём волшебные слова.
Возвращение.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернёмся
Мир волшебный не забудем.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Ну, вот мы снова в детском саду. Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами (ответы детей).
Воспитатель: Пройдя уроки актерского мастерства у вас сегодня все получилось. А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны с изображением мимики лица. Подходите, выбирайте, какой медальон больше подходит вашему настроению. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими актёрами.