Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: "Мебель"
Цель:
Расширить представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.
Задачи:
— Расширять знания детей о мебели, материале, из которого она изготовлена, обивке( ткань, кожа), истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
— Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
— Расширять словарный запас с помощью новых слов (лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, заготавливать, мебельная фабрика)
-Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
-Расширять речевую активность детей
Материал: иллюстрации различной мебели, материалы: камень, дерево, кусочки кожи, ткани.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, вы хотите знать о чем пойдет речь на нашем занятии? Вот вам подсказка: без нее трудно обходиться в квартире. чтобы в квартире (в доме) стало уютно, мы ее покупаем и расставляем как нам удобно. Она есть для кухни, спальни, гостиной.
Дети: Мебель.
Воспитатель: Конечно, сегодня мы поговорим с вами о мебели.
Для чего нужна мебель?
Какая мебель есть у нас в группе?
Всегда ли была мебель у людей?
Ответы детей.
Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?
Дети: На полу, на земле, на камнях, на шкурах
Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?
Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.
Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?
Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.
Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Подойдите по очереди к столу, потрогайте наши экспонаты и ответьте на вопрос: как вы считаете какой материал (камень или дерево) больше подходит для изготовления мебели? Почему?
Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и оно станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.
Воспитатель: Правильно, люди обратили внимание, что на бревне сидеть удобнее и теплее, чем на камне.
Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Со временем человек стал создавать предметы мебели: лавки, столы, табуреты.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете названия предметов мебели?
Ответы детей.
Тогда предлагаю вам поиграть. Внимательно послушайте стихотворение и сосчитайте сколько предметов мебели там упоминается.
В нашей комнате, в столовой
Есть отличный стол дубовый.
Стулья-спинки все резные,
Ножки гнутые, витые
И ореховый буфет, для варенья и конфет.
В комнате для взрослых, в спальне,
Есть для платьев шкаф зеркальный ,
И широкие кровати, с одеялами на вате,
И березовый комод, мама там белье берет.
А в гостиной кресло есть, телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке-центр музыкальный.
Воспитатель: Сколько названий вы услышали?
Дети: 10
Воспитатель: Давайте проверим.
(Воспитатель выкладывает картинки, а дети считают.)
Воспитатель: Какие предметы мебели люди создали в первую очередь?
В истории человечества одним из первых видов мебели был ящик, сколоченный из досок. В нем хранили одежду, посуду и даже продукты питания. А когда придумали этот ящик накрыть крышкой, то получился сундук. Он стал служить и местом для хранения вещей, и кроватью, и сиденьем одновременно. Со временем сундуки стали украшать металлом, чеканкой. Появились ручки- стало удобно его переносить, брать в путешествие. Долгое время сундук считался символом богатства.
А как вы считаете, что появилось раньше стол или шкаф? Почему?
Дети: Стол. Потому, что на нем удобно есть и что-то делать.
Воспитатель? Какую мебель мы называем мягкой?
Дети: Диваны, кресла, пуфы – набитые чем-то мягким и обтянутые тканью.
Воспитатель: Зачем придумали мягкую мебель?
Дети: Чтобы было удобно сидеть и отдыхать, для уюта и красоты.
Воспитатель: Как вы думаете, как называют мебель, сделанную много-много лет назад? (в старину)
Дети: Старинная. Ее мы можем увидеть в музеях.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, (шаги на месте)
Много мебели в квартире. (прыгают на месте)
В шкаф повесим мы рубашку, (повороты туловища вправо-влево)
А в буфет поставим чашку. (поднимают руки вверх)
Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)
Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают)
А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку)
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом (хлопают в ладоши)
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (прыгают на месте)
Много мебели в квартире.
Воспитатель: Сейчас на фабриках изготавливают удобную и современную мебель. Вы знаете люди скольких профессий участвуют в изготовлении мебели? Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Откуда стол пришел ?»
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной.
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал…
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.
Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером — читать.
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.
Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, а на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать мебель. Дружной командой работают мастера и мебель получается крепкая, красивая.
Воспитатель: Для изготовления мебели используют различные материалы:
Шкаф из дерева –какой? (деревянный)
Стол из стекла -какой?(стеклянный)
Стул из пластмассы –какой?(пластмассовый)
Кресло из кожи –какое?(кожаное)
Диван из велюра-какой?( велюровый)
А вспомните в сказке Андерсена у Снежной королевы, в ее замке, из чего была сделана мебель? (изо льда- ледяная)
Воспитатель:
Ребята, а что делать, если мебель сломается?
Дети: Ее можно починить.
Воспитатель: я вам предлагаю немного отдохнуть и помочь мне рассказать одну историю. А помогать вы будете с помощью языка мимики и жестов. А что такое мимика?
Дети: Это эмоции, которые отображаются у нас на лице.
«Мимическая гимнастика»
-Друзья уселись в кресло, а у него сломалась ножка (Огорчение)
-Все думали только об одном: «Что делать?» (Задумчивость)
— И наконец-то придумали! (Радость)
-Взяли молоток, гвозди и починили ножку! (Счастье!)
-Теперь нет никаких проблем! Можно спокойно сидеть дальше!(Спокойствие)
Воспитатель: Дети, а где можно купить мебель? (в магазине). Смотрите сколько разной мебели изображено на картинках. Здесь есть мебель для кухни, гостиной, спальни…
Давайте поиграем в мебельный магазин. Я буду продавцом, а вы по очереди будете подходить ко мне, выбирать 1картинку с изображением предмета мебели и объяснять мне почему вы хотите купить ту или иную мебель и куда вы ее поставите.
Дети: -Я хочу купить красный диван, потому что он большой, красивый и очень удобный.
-А я куплю полосатое кресло, потому что в нем очень удобно сидеть и смотреть телевизор.
-А я куплю книжный шкаф, потому что у меня много книг.
-Я хочу купить письменный стол, потому что за ним удобно рисовать.
Восп-ль оценивает ответы детей.
Воспитатель: Один и тот же предмет мебели может иметь разное назначение. Вот например- стол.
Задание «Закончи предложение»:
Стол, за которым пишут, называется… (письменным)
Стол, за которым обедают, называется ...(обеденный)
Стол, за которым готовят на кухне, называется…(кухонным)
Стол для компьютера, называется ...(компьютерный)
Стол для журналов и газет, называется …(журнальный)
Есть, конечно, и еще много названий столов, но это основные общепринятые названия.
Воспитатель:
А теперь, давайте поиграем в игру: «Подскажи словечко»
Встаньте в круг. По очереди будем передавать друг другу предмет, тот у кого предмет в руках- помогает нам закончить предложение.
Костя в комнату вошел и поставил сок ..(на стол).
Всем детишкам по конфете взял из вазочки …(в буфете)
Маша в комнату впорхнула, шарф и плащ взяла ..(со стула).
Катя вынула жирафа, мяч и гномика…( из шкафа).
Закатила барабан наша Оля …(под диван).
На портрете Аня с бантом, а портрет тот …(над сервантом)
Книжку новую Ивана я достал из-под … (дивана).
Если хочет Миша спать, он приляжет… ( на кровать).
Чтобы ноги отдохнули, посидит чуть-чуть …(на стуле).
Почитать хотим мы если, то развалимся мы …(в кресле).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Как много, оказывается, вы знаете о мебели. Скажите, пожалуйста, а что-то новое вы сегодня узнали на занятии? Вам было сегодня интересно ?
Ответы детей.