Конспект по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква Ж"
Программное содержание: Познакомить детей с твердым согласным звуком «Ж» (звонким). Познакомить с печатным написанием букв «Ж». Учить читать слова и стихотворения. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить детей с тем, что у звука «Ж» нет мягкой пары. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Демонстрационный материал:«Звуки и буквы» (лист 31) Е.В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.
Методы и приемы: Рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, вопросы к детям, худ. слово, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь, итог.
Ход
Организационный момент:
— Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
— Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?
— А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
-Рома, произнеси гласные звуки.
-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
— Кирилл, назови согласные звуки.
-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
-Что мы знаем о согласных звуках?(Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)
— Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)
— Сядут те дети, кто назовет слово состоящее из одного слога(из 2.3 слогов)
— Пришла ещё одна буква Ж, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ж и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе ЖЖЖ. Скажите, при произнесении звука Ж встречается ли преграда?
— А если встречается преграда, значит звук какой?
— А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква.
Работа с раздаточным материалом
— Ребята, найдите букву Ж среди других букв в своих кассах.
— Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ж). Дети пишут букву Ж указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
— Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. «Ж» гласная или согласная?
— Правильно Согласная, каким цветом ее домик? (Синий)
-Ребята, у звука Ж всегда твердый, у нее нет мягкой пары.
Игра «Слоговые домики»
Показать детям букву «Ж» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Буква «Ж» совсем как жук –
Много ног и много рук.
-Напишите букву Ж в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике.
Физминутка «Жук»
На лужайке, на ромашке,
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Выставляю лист 31.
— Прочитайте отрывок из стихотворения Э.Котляр
Не знали медвежата, И давай с ежатами
Что колются ежата, Играть, как с медвежатами.
— Назовите слова из стихотворения, в которых есть буква «Ж». (Медвежата — медвежатами, ежата — ежатами.)
Объяснить детям, что у твердых звука «Ж» нет мягкой пары, на схемах эти звуки всегда обозначаются синим цветом.
Работа в тетради.Чтение слов. Фонетический разбор
— Что изображено на картинке?(Лыжи)
— Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями.
— Какой первый звук в слове? (Л)
— Каким цветом закрасили? Почему? И т. д.
Л – согласный, твердый, звонкий
Ы – гласный.
Ж-согласный, твердый, звонкий
И-гласный.
Итог:
— С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?