Конспект по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква Ж"

Программное содержание: Познакомить детей с твердым согласным звуком «Ж» (звонким). Познакомить с печатным написанием букв «Ж». Учить читать слова и стихотворения. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить детей с тем, что у звука «Ж» нет мягкой пары. Воспитывать интерес к чтению.

Материал: Демонстрационный материал:«Звуки и буквы» (лист 31) Е.В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.

Методы и приемы: Рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, вопросы к детям, худ. слово, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь, итог.

Ход

Организационный момент:

— Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!

— Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?

— А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

-Рома, произнеси гласные звуки.

-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)

— Кирилл, назови согласные звуки.

-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)

-Что мы знаем о согласных звуках?(Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)

— Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)

— Сядут те дети, кто назовет слово состоящее из одного слога(из 2.3 слогов)

— Пришла ещё одна буква Ж, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ж и поможем ей найти своё место в домике.

– Произнесём вместе ЖЖЖ. Скажите, при произнесении звука Ж встречается ли преграда?

— А если встречается преграда, значит звук какой?

— А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква.

Работа с раздаточным материалом

— Ребята, найдите букву Ж среди других букв в своих кассах.

— Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ж). Дети пишут букву Ж указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

— Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. «Ж» гласная или согласная?

— Правильно Согласная, каким цветом ее домик? (Синий)

-Ребята, у звука Ж всегда твердый, у нее нет мягкой пары.

Игра «Слоговые домики»

Показать детям букву «Ж» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.

Буква «Ж» совсем как жук –

Много ног и много рук.

-Напишите букву Ж в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике.

Физминутка «Жук»

На лужайке, на ромашке,

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Выставляю лист 31.

— Прочитайте отрывок из стихотворения Э.Котляр

Не знали медвежата, И давай с ежатами

Что колются ежата, Играть, как с медвежатами.

— Назовите слова из стихотворения, в которых есть буква «Ж». (Медвежата — медвежатами, ежата — ежатами.)

Объяснить детям, что у твердых звука «Ж» нет мягкой пары, на схемах эти звуки всегда обозначаются синим цветом.

Работа в тетради.Чтение слов. Фонетический разбор

— Что изображено на картинке?(Лыжи)

— Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями.

— Какой первый звук в слове? (Л)

— Каким цветом закрасили? Почему? И т. д.

Л – согласный, твердый, звонкий

Ы – гласный.

Ж-согласный, твердый, звонкий

И-гласный.

Итог:

— С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?

122
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!